Четверг, 29.06.2017, 11:02
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Книги р.Гитика » Путешествие по недельным главам » Шмот (В путь далёкий собираясь...)
Шмот
most129Дата: Воскресенье, 29.08.2010, 16:12 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные







Купить книгу
Прикрепления: 7662129.jpg(154Kb)
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 20:51 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Книга Шмот


Вторая Книга Пятикнижия повествует о рождении (конечно же, в муках) еврейского народа, его становлении (Исходе из Египта), получении им Торы и устройстве Мишкана (реализации близости ко Всевышнему). Именно эпохальность излагаемых тем диктует вовсе не ожидаемое название – «Имена».
Безусловная любовь Создателя к каждому еврею выражается самым очевидным способом – ласковым поименованием. Еврейский народ вовсе не общность, чьи высокие цели заслоняют отдельно взятого индивидуума.
Слово ам – עם – народ имеет дополнительные значения соединительного союза «с» («вместе»), а однокоренным ему является амум – עמום – «тусклый». Так «лашон кодеш» определяет обычную плату за соединение (עם – «с», «вместе») индивидуальностей в общественную структуру: «тусклость» личностей «простых» евреев – вынужденная расплата за функционирование народа. И Пятикнижие, в который раз, разбивая стереотипы, показывает альтернативу. Еврейский народ – дети Всевышнего, а количество детей никак не отражается на строго индивидуальной любви Родителя к каждому, уникально-единственному ребёнку.
Осознав себя народом, в тяжелейших условиях, евреи приняли на себя семейную общность судьбы. И наши еврейские имена, любовно повторяемые Создателем, и есть заголовок Книги нашего народа!


Глава 1

«ШМОТ»



Недельная глава, рассказывающая о тяжелейшем из галутов, невиданных до тех времён массовых убийствах и каторжном труде для целого народа, называется «Имена». Мудрецы названием главы подчёркивают «неколлективность» страданий и «личный надзор» (השגחה פרטית) Всевышнего за каждым.
Выбранные мною комментарии дают возможность ощутить любовь Создателя к каждому – от Моше и до… фараона!
Абсолютность доброты Всевышнего, и, как следствие, отсутствие у него иерархии в отношении к сотворённым – вот фундамент, на котором покоится мир!



Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 20:54 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Яичница, «неразменный пятак» и еврейская сущность


И вот имена евреев, которые приходят в Мицраим-Египет.
Шмот 1:1


Вторая книга Пятикнижия начинается с очередного, третьего по счёту, перечисления имён евреев, спустившихся в Египет. Уступая в полноте перечислению, имевшему место в недельной главе «Ва-игаш», оно тем не менее столь значимо, что открывает книгу «Шмот» и презентует ей название. Для объяснения важности этого перечисления обратимся к ґалахе — еврейскому закону.
«Нельзя пренебречь пересчитанным» — это еврейское правило регламентирует отношение к предметам материального мира, но не только. В соответствии с ним на яичницу не распространяется другой еврейский закон: «Пренебрегать частью, объём которой меньше 1/60 целого». Яйцо с кровью делает несъедобной для еврея яичницу из любого числа яиц только потому, что яйца покупают не на вес, а на счёт.
Следовательно, каждое из них имеет самоценность (единица из общего числа), а «перечисленное не подлежит преображению» и делает всю яичницу некашерной.
Становится понятным и сказанное мудрецами: «Поименованное не подлежит забвению». В большей степени, чем пересчитанное, поименованное приобретает статус личной ценности. И оттого поимённое перечисление евреев спустившихся в Египет, есть залог их нерастворимости в нём. Сохранение Божественной сути, связь с которой обеспечивается еврейским именем, — необходимое условие Исхода. Вот и подчёркивает Устная Тора: «Евреи в Египте не поменяли своих имён».
И сегодня наличие еврейского имени — свидетельство внутренней связи с еврейским народом. Недаром нацисты в 1938 году принудили вполне ассимилированных, немецких евреев добавить в паспортах к своему имени ещё одно: «Израиль» — мужчинам, «Сара» — женщинам.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 20:56 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
«Вот имена»


И вот имена сынов Израиля, пришедших в Мицраим-Египет.
Шмот 1:1


Попробуем увидеть сказанное выше более подробно, с привлечением двух данных мудрецами объяснений. Ведь, повторим снова, – перечисление, в общей сложности четырежды, имён двенадцати колен требует значительной причины. В особенности если учесть, что в недельной главе «Ваигаш» все семьдесят спустившихся были подробнейшим образом (а не только как двенадцать колен) поименованы.
Мудрецы указывают две существенных причины для такого дополнительного поименования, ставшего к тому же заглавным («Имена»). Первая: «Исраэль в Мицраим не изменили имён» Вторая: важность евреев, подчёркнутая их перечислением по именам. Как и всегда, два различных мнения наших мудрецов, есть два «лучика», с разных сторон высвечивающих неизменную сущность, сказанного Пятикнижием. Попробуем, в дополнение к предыдущему комментарию, увидеть единство различных мнений еврейских учёных мужей.
Начнём со второго из них, а точнее, с еврейского закона о «забытом» – «шехиха». Владелец фруктового сада, забывший корзину с фруктами, или позабывший собрать плоды с какого-то дерева, не имеет права, вспомнив об этом, взять их себе. Эти забытые на поле фрукты – бесспорная собственность нищих.
Идея, лежащая на поверхности данного закона несложна: если вы позабыли убрать плоды с дерева, я позволю себе предположить наличие у вас немалого количества фруктовых деревьев и, как следствие, материальную незначительность забытого для вас, как для хозяина. И, конечно же, неизбывнуюзаботу Торы о справедливости. (На иврите именно этим термином – «цдака» – обозначают нашу помощь нуждающимся, ибо милость – прерогатива Всевышнего, и дающий «милостыню» питает своё эго!)
Всё вышесказанное имеет силу, даже если хозяин рассеян и не в меру забывчив. И, тем не менее, данный закон предусматривает следующее исключение. Хозяин может дать деревьям… имена. И тогда на эти «именные» деревья закон «шехиха» не распространяется. Даже позабыв о них, хозяин имеет полное право вернуться и взять фрукты себе, поскольку «перед поименованным забвение бессильно!!!».
Теперь сказанное мудрецами о важности евреев и о неизменности их имён сливается во всё поясняющую близость, причина которой, конечно, сам Создатель.
Имя в отличие от клички – это способ обращения ко всей полноценной человеческой личности , к самой её сути. И говоря о том, что евреи не поменяли имён, доносят до нас мудрецы неизменность еврейской сущности в невыносимых условиях страшнейшей из деспотий.
«Важность» поименованных евреев потому столь велика, что каждый из спускающихся в Египет является близким для Творца человеком, известным Ему по имени. Наша близость к Создателю причина нашей нерастворимости – равняется неизменности еврейской сущности в условиях Мицраим.
И не случайно Пятикнижие подчёркивает ценность евреев именно при спуске их на самое, что ни на есть, духовное дно мира. Наша важность – каждого Всевышний знает по имени – залог нашей сущностной неизменности, которая является гарантией нашего конечного избавления.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 20:58 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Узость формы.
Реалистическое отступление


Понятие «Мицраим» – מצרים – «Египет» занимает не только центральное место во второй книге Пятикнижия, оно лежит в основе еврейского взгляда на человека и на мир.
В корне этого слова «цар» – צר – «узкий» заложена главная характеристика этого мира – форма («цура» – צורה). Самый процесс зарождения жизни подразумевает развитие, то есть придание соответствующей формы изначальному материалу.
Именно поэтому рождение еврейского народа связано с «плавильной печью» (Дварим, 4:20) – «мецар-им» – מצר-ים – теснинами Египта. Суммарное числовое значение двух последних букв слова «Мицраим» – «йуд» – 10, и «мэм» – 40, равняется 50, и Аризаль расшифровывает его значение как «50 теснин».
Весьма болезненный процесс для аморфно-текучей материи – запирание в неизменность формы – вот суть нашего рождения в Египте («как закалялась сталь»). Способность еврейского народа пройти сквозь Историю, не утратив своей сокровенной Сути – это Египет нашего формирования («закалённость стали»).
Прообраз всех галутов, Мицраим, несёт в себе основную идею Творения – «в борьбе обретём мы право своё!» Процесс обретения Истины связан более всего с понятием человеческой речи. Наша речь выражает самое внутреннее и человеческое, и резко отличает нас от животных. Свобода слова – это возможность выразить снаружи свою божественную составляющую, или (свобода выбора дана) создать словами внешнюю иллюзию, никак не соответствующую Истине. Как альтернатива слов, исполненных действительного смысла, течёт в мир река Болтовня. Человек лживыми, бессмысленными словами создаёт миражи субъективной реальности, заслоняющие Действительность.
Не случайно в ночь Исхода – «лейль ґа-седер» – все мицвот связаны именно со всё определяющими устами. Мы сидим за трапезным столом в Пасхальную ночь, едим «знаки», и рассказываем, рассказываем, открывая для себя бывшее – корни собственного бытия.
Ложь египетских миражей самоутверждения пленяет и полонит. «Закабалили нас «парэх» (Шмот, 1:13) – последнее слово, означающее тяжёлую, каторжную работу, может быть прочитано как «пэ рах» – «мягкие уста»: медово-липучая паутина Лжи определяет наше египетское местопребывание.
Литературная иллюстрация, рассказ Василия Шукшина «Генерал Малафейкин»:
В неосвещённом купе ночного поезда ведут неторопливую беседу два пассажира, занимающие нижние полки. Оба они, как оказывается, не боевые генералы, и у них, конечно же, есть уйма схожих проблем: отопление собственных дач, нерасторопность помощников, невозможность доверить хоть что-нибудь из получения полагающихся по званию благ близким родственникам. Случайный свидетель разговора, колхозник с верхней полки, утром, по прибытии поезда, обнаруживает, что один из «генералов» – его односельчанин, ничем не примечательный тип по фамилии Малафейкин.
Утро нашего Исхода растворяет миражи Египетской тьмы. Рассмотрим в том же ключе значение слова Пэсах – «пэ сах» , буквально – «говорящие уста». Только рациональная
увесистость истины, её удельное давление на все клетки Тела желаний позволяет человеку Исход из Желаемого в Действительное. Каждодневный пример. Сегодня утром вам нужно обязательно встать пораньше. Будильник
скурпулёзно точен, и вы просыпаетесь… с неодолимым желанием спать. Мягкое отношение к ситуации, вопрос (конечно же, риторический): «А что если ещё капельку…» – и (сколько раз это уже было) вы проснётесь через два часа, а день кувырком. Единственный шанс на подъём – бескомпромиссность ощущения реальности, нас обязывающей, как и полагается Истине! (Истина, реальность обязуют подобно стенке, про которую можно до хрипоты кричать, что её нет, убеждая себя и других. Тем болезненней окончится попытка пройти, как будто она не существует!)
Кабала Египта – это парализующе-мягкая властность наших желаний – «мягкий рот» – «пэ рах». Исход из него
возможен лишь через суровую реальность информационно-наполненных доводов: «Пэ сах» – говорящие, а не «убалтывающие», уста.
Внутренняя сущность Египта делает его внепространственной и вневременной плавильной печью, позволяющей человеку в борьбе с собственным эго обрести
вечную форму – единственно достойную для выражения Замысла Творца.
Интеллектуальное вознаграждение для «прорвавшихся» сквозь общефилософский заслон: фараон – «пар'о» – פרע – можно прочитать как «пэ ра» – «плохой рот». А прочитанное наоборот слово «пар'о» даёт «орэф» – ערף – «затылок», которое есть очевидный образ «оборотной стороны гортани» - речевого органа.
«Обратная сторона» – «ситра ахра» (арамейский) – обозначение Мирового Зла. Объяснение данного термина следующее: остриё лезвия – функция режущего предмета, в нашем материальном мире требует определённой ширины лезвия, которая есть оборотная сторона Цели.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 21:00 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Уста жизни.
Нефизиологическое отступление


Физическое устройство человеческого тела столь совершенно, и каждая система нашего организма столь функциональна, что заставляет предположить наличие общего назначения этого уникальнейшего из устройств, известных человеку. При этом, как и полагается любому объекту этого мира, который соотносится с понятием «жизнь», наше тело является вводо-выводящей системой.
Вообще, понятие «жизнь» на языке Пятикнижия – «хаим» – подчёркнуто множественного числа. Два в противоположные стороны текущих процесса вместе определяют наличие жизни у наблюдаемого объекта. Всё живое нуждается в потреблении и последующем разделении на используемое и отходы. Единственным исключением является «хей оламим» – «Вечно Живущий» – («хай» – единственное число понятия «хаим» – «жизнь»). Всевышний воспринимается нами как исключительно Дающий и никак не нуждающийся в каком-нибудь Input-e.
В этом контексте ротовая полость человека может быть рассмотрена как система ввода-вывода. При этом оказываются связанными столь далёкие понятия, как «речь» и «пища». И если последняя вполне естественно связана с необходимым для функционирования потреблением, то идентифицировать человеческую речь продукт как реализации (выдаваемое «на гора» системой «человек») – весьма неожиданно. Мы попробуем рассмотреть, как увязывается энергетическое снабжение организма с феноменом человеческой речи. И повторим: исходная точка наших рассуждений – абсолютная неслучайность физического устройства нашего тела; а, следовательно, вынужденная связь между очевидно специфической, исключительно человеческой речью (если не считать «сказаний» («маамарим») и «речений» («диброт») Всевышнего) и весьма прозаическим свойственным всему живому процессом питания.
Тридцать два зуба (выраженное буквами это число – «ламед-бет» даёт «лев» – «сердце») и вся ротовая полость оказываются связанными со вполне хищническим (даже если травоядным) пережёвыванием пищи и соучастниками процесса словообразования. И две функции человека – личная (потребительская) и общественная («общительная») оказываются неразделимыми благодаря нашему… рту! Множество законов Торы связано с тем, что можно и чего нельзя класть еврею в рот. Но ещё большее число правил регулирует речь еврея – всё, что ёмко укладывается в запрет о произнесении «лашон ґара» – «злоязычия».
И, так же как физическое заболевание, высокий процент которых проистекает от неправильного питания, так и «неправильные» слова, которым мы позволяем упорхнуть из наших уст – есть прямое ухудшение нашего духовного баланса. Рав Авраам Гродзенский утверждает, что болезни нашего тела пришли на смену пророческим предупреждениям.
Когда ребёнок перестаёт понимать слова, то Родитель переходит к действиям, чья задача «намекнуть» на неправильность детского поведения, основанного на «Я хочу». Всё поглощающее болото Мицраим – трясина нашего эгоизма под ударами жизни «отпускает» нас… на раздумья!
Именно с мыслей о вредителе-эго начинается наш Исход. Как сказали мудрецы: «В каждом поколении обязан человек увидеть себя (!), как будто он вышел из Мицраим». «Увидеть себя» по горло в реке Болтовня – это начало процесса освобождения из эгоистического рабства.



Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 21:02 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Высота сияния души


И вот имена евреев, которые приходят в Мицраим-Египет.
Шмот 1:1


Эти слова, открывающие книгу нашего народа, просто обязаны нести в себе определяющую особенность еврейского бытия в материальном мире. Их значение в плоскости, которая есть причина материального существования евреев, следующее: «И вот имена евреев, которые приходят в Мицраим» – лишь имена евреев, но никак не их суть, спускаются в материальные теснины нашего мира. Имя в
данном контексте означает связь, контакт с тем, несомненно, высоким, что, оставаясь на непредставимой духовной высоте, тем не менее, контактирует с нижними уровнями человеческого бытия.
Еврейская душа – «нешама» – есть «часть Самого Всевышнего» (по выражению раби Шнеура-Залмана из Ляд). Она сама не спускается в этот мир, лишь её свечение озаряет жизнь еврея.
Отсюда нерастворимость еврейской души в Египте нашего мира. Только влияние нешамы, её свет, но не она сама, ассоциируются с этим миром. Следующий пример объяснит, что может «получить» душа от работы в материальном мире.
Представьте себе мощный фонарь, сверху освещающий землю. Если выкопать прямо под кругом света яму, то, хотя высота фонаря относительно уровня земли не изменится, высота свечения станет больше на глубину ямы.
Таким образом, спуск нешамы в тело позволяет еврейской душе осветить самые нижние уровни бытия. И в случае успеха душа становится как бы «выше», «ближе» к Создателю. Подъём с самого духовного низа – Исход из Египта – гарантирует возможность личного Избавления во всех поколениях. Свобода выбора дана, и успех или (не дай бог!) неуспех зависят от каждого из нас.
Обращаю внимание читателя на конструктивность выявленного нами отличия евреев от неевреев. Отсутствие у неевреев контакта с уровнем нешамы делает их уязвимыми для притягательной силы этого мира. Сила притяжения земного делает их аборигенами здешнего.
Как сказали мудрецы: «Хороший человек желает весь мир. Хороший еврей – все миры!».


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 21:04 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Как приблизить приход Машиаха?


Но чем больше мучили его [народ Израиля], тем больше размножался и разрастался.
Шмот 1:12


В данном случае задавать вопрос излишне. Процитированная строка прямо и очевидно противоречит здравому смыслу. Объяснение, которое я предлагаю вашему вниманию, я обычно произношу в качестве поздравления-пожелания (одним словом – тоста, правда, без бокала вина, что бы там ни говорили по этому поводу в «Кавказской пленнице») юноше и девушке, чьи половинки душ Всевышний соединил под хупой. «Дорогие молодожёны, от всей души желаю вам внести посильную лепту в дело приближения прихода Машиаха!» Способ, который мы в этом контексте обсудим, был впервые задействован… в Египте. Тора определяет Египет как «плавильную печь» – «кур барзель» еврейского народа. Через неё должны были пройти все без исключения души евреев.
Как известно из Устной Традиции, Египетский Галут должен был длиться 400 лет. Но невыносимые условия, созданные фараоном и его присными, заставили Всевышнего вмешаться и сократить срок до 210 лет. (Правда, существует ещё и неофициальная мужская версия событий – еврейские женщины обратились к Творцу с просьбой об уменьшении срока, мотивировав тем, что всё «недополученное» в Египте они с лихвой восполнят через семейную жизнь!).
Получается, что мучения, изобретаемые египтянами на голову еврейского народа, сокращали сроки «отца всех галутов», а количество душ, которым ещё предстояло «закалиться» в египетской «печке», оставалось тем же! Отсюда и получается прямо пропорциональная зависимость: чем мучительнее были испытания, выпавшие на нашу долю, тем меньше становился срок нашего пребывания в Египте, и тем больше становилась рождаемость – дабы успели все души пройти через Мицраим.
Мудрецы говорят, что одно из условий прихода Машиаха – это рождение в нашем мире всех еврейских душ (нельзя попасть в приёмную мира следующего, не пройдя коридором этого!). И потому каждая еврейская семья, рожая детей, очевидно «близит эру светлых годов».
Так что всё становится на свои места (одно из определений состояния Геулы – это всё сотворённое на своём, изначально предназначенном Создателем, месте).


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 21:07 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Такая короткая долгая жизнь


И пошёл человек из дома Леви и взял [в жёны] дочь Леви» Шмот (2:1). «И взял дочь Леви» – отдалён был от неё из-за указа фараона, и снова взял её [в жёны] и это [смысл] «и пошёл» – что пошёл по совету своей дочери, которая сказала ему: «Твоё решение тяжелее фараоновского. Фараон обрёк [на смерть] мальчиков, а ты также и девочек»
РаШИ к Шмот 2:1


Слова Мирьям, старшей сестры Аґарона и ещё не рождённого Моше, не очень понятны именно в силу своей самоочевидности. Ведь мидраш, на который опирается Раши, прямо говорит о решении Амрама, сына Кеґата сына Леви, уйти от жены. Более того, речь идёт не о его личном поступке, а о модели поведения, которая стала прототипом для всех еврейских мужей в Египте. А, следовательно, её утверждение о тяжести решения отца решительно непонятно: ведь духовный лидер поколения Амрам наверняка руководствовался серьёзнейшими доводами.
Слова Мирьям об обречённости девочек и мальчиков можно понять, исходя из обязательности рождения всех (!) еврейских душ в Мицраим. Или, более общо: только пройдя через этот мир, мы получаем право на следующий. Рождение и смерть в нашем мире могут иметь совершенно необычный смысл, подобный появляющемуся в следующей хасидской истории.
Однажды Бааль Шем Тов, изменив своему обыкновению, отправился на утреннюю молитву в синагогу, находящуюся на другом конце Меджибожа. Его удивлённые ученики, естественно, не задавая вопросов, направились за ним. В бейт-кнессете было необычно празднично – сразу после молитвы в нём собирались делать обрезание новорожденному. Понятно, что приход раби Исроэля произвёл фурор, и его пригласили быть «посажённым отцом» – сандаком. Как только восьмидневному младенцу сделали брит, он прямо на коленях у Бешта дёрнулся и умер. Связав детали этого вовсе не обыкновенного утра, ученики потребовали у Бааль Шем Това объяснений. «Душа ребёнка, – объяснил раби Исроэль, – была душой великого мудреца и праведника раби Йосефа Каро, создателя кодекса «Шулхан Арух». Он родился очень слабеньким, и обрезание ему сделали несколькими неделями позднее, чем полагается. Его душа потребовала у Небесного Суда дать ей возможность исполнить мицву об обрезании в положенный срок. В результате удовлетворения этой просьбы мы стали свидетелями произошедшего», – завершил БеШТ.
Понятый нами смысл слов Мирьям, дочери Амрама и Йохевед: само рождение ребёнка есть иногда необходимая деталь, без которой душа не ощущает совершенства.



Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 21:11 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Три «пробных» дня


И придёшь ты со старейшинами Израиля к царю Египта, и скажите ему: «Всевышний, Всесильный евреев открылся нам; а теперь, с твоего позволения, пойдём мы на три дня пути в пустыню и принесём жертвы Всевышнему Всесильному нашему»
Шмот 3:18


Приказ Всевышнего Моше и старейшинам Израиля обратиться к фараону не с ожидаемым: «Отпусти народ Мой», а с несоответствующим реальности: «Пойдём мы на три дня в пустыню и принесём жертвы» вызывает, по меньшей мере, недоумение. В особенности для нас с вами, знающими о последующем развитии сюжета – с казнями египетскими и тотальным уничтожением египетского: от богов и до экономики.
Ответ снова подчёркивает абсолютность Творца. Величайшая из Целей – Исход – никак не заслоняет своей масштабностью психологическую проблему, имевшую место у «царя Египта». Такое подчёркнуто предупредитльное отношение к фараону как раз и вызвано сей проблемой. Не может царь «всея Египта» выпустить еврейский народ. Не может по определению. Мицраим был страной, про которую сказали мудрецы: «раб не выходил из Египта». Отпустив евреев, владыка страны Нила перестал бы быть самим собой, египетское жизнеустройство утратило бы свой фундамент. Потому Всевышний ставит перед фараоном посильную задачу: три дня пути из удушающей атмосферы Мицраима в чистоту пустыни, день Работы на Творца и три предполагаемых дня на обратную дорогу дают в совокупности одну рабочую неделю. Минимальная временная единица позволяет фараону свободный выбор. А забота Всевышнего о фараоне поражает воображение в свете грядущих событий.

«Насущный хлеб праведников»


И сказал Моше: «Прости меня, Господь, но пошли [того, кого] ты посылаешь»
Шмот 4:13

Моше приводит Всевышнему доводы в пользу своей «профнепригодности» Высочайшей Миссии: «Кто я?» (Шмот, 4:10). «И скажут мне как имя Его?» (Шмот, 3:13). «Но ведь они не поверят мне» (Шмот, 4:1). «Человек я не речистый» (Шмот, 4:10). В завершение этого уникальнейшего из диалогов Моше использует, как кажется, «запрещённый приём»; исчерпав все рациональные причины, скромнейший из людей говорит что-то вроде тривиальной «нехочухи»: «И сказал Моше: «Да простит меня Господь, но пошли, пожалуйста, [того, кого] ты посылаешь».
Раши, основываясь на продолжении: «И разгневался Всевышний на Моше, и сказал: «Ведь знаю Я, что Аґарон, твой брат левит, он будет говорить!Также выходит он тебе навстречу и, увидев тебя, возрадуется в сердце своём» (Шмот, 4:14) комментирует: «Пошли того, кого ты обычно посылаешь – и это Аґарон» .
Раши намекает на весьма тонкое обстоятельство. Приход Моше в Египет с Миссией Всевышнего приведёт к «смене руководства». А поскольку во главе народа стоит старший брат Моше Аґарон (которого Всевышний «обычно» посылает представлять интересы своего народа), то ему предстоит уступить лидерство младшему брату.
Игра мелких самолюбий, излишняя щепетильность Моше?! Быть не может. Тогда что? Конечно же – цель и её средство!
Когда отпал вопрос о «профнепригодности» Моше Рабэйну, осталось лишь одно возражение: быть может, даже на «подсознательном уровне», Аґарон окажется «младшим»?!
Более высокой цели, чем Миссия, данная Всевышним Моше, нельзя себе и вообразить. А потому проверка средства для её осуществления – вот работа, достойная праведника. И ответ Создателя «расставляет все точки над «i»: «Ведь знаю Я, что Аґарон… увидев тебя, возрадуется в сердце своём…».


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 21:13 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Моше рабейну в своём «амплуа»


И сказал Моше «Прости меня, Господь, но пошли [того, кого] ты посылаешь»
Шмот 4:13


РаШИ приводит ещё одну причину, пятой и последней попытки Моше «уклониться» от миссии освобождения еврейского народа из египетского рабства: «[сказал Моше]: «Ведь, в конце концов, не я введу их в страну Израиля и буду их избавителем в будущем, есть у тебя другие посланники».
Моше, переживая личное «Синайское откровение», видит, что Египетский Галут – это «закалка» для тяжелейших галутов, через которые предстоит пройти его народу. И он просит у Всевышнего, подставляя себя под «удар», сделать Исход из Египта конечным Избавлением: «послать того, кого ты пошлёшь (Элияґу)» Как сказано: «Вот посылаю к вам пророка Элияґу, перед приходом дня Всевышнего, великого и ужасающего» (Малахи, 3:23). Короче, Моше «в своём репертуаре»: вопреки всему умоляет Всевышнего избавить еврейский народ от тягот «большого пути».
РаШИ даёт обе грани, освещающие уникальную личность скромнейшего из людей. Моше ещё и потому Рабэйну, что, подобно «идише-маме» (всего еврейского народа) всегда заботится обо всех близких, кроме себя, естественно.
Ответ Всевышнего, который мы привели в предыдущем комментарии, содержит, кроме радости в сердце Аґарона, ещё одну деталь: «И этот посох возьми в руку свою, им будешь делать ты знамение» (Шмот, 4:17). Мудрецы в мидраше (Шмот раба, 1:33) подчёркивают, что орудие Творца – посох, был настолько тяжёл, что никто, кроме Моше, не мог сдвинуть его с места.
Итак, «инструмент» Всевышнего, посредством которого будут проводится в этот мир действия Создателя, не может быть ни в чьей руке, кроме Моше. И этот ответ Всевышнего замыкает оба объяснения Раши в один комментарий!
Как и полагается, в круге нет иерархии – все точки равноудалены от центра. Величайшая просьба – избавить еврейский народ от будущих галутов и легчайшая тревога о возможно задетом самолюбии естественным для альтруизма способом оказываются соседями.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 21:16 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Абсолютность доброты


И было в пути на стоянке и встретил его [Моше]
Всевышний и желал (просил, требовал) его умертвить.
И взяла Ципора острый нож и обрезала орла сына своего,
и коснулась ног его [Моше] и сказала:
«Неужели нужна тебе кровь?» И отпустил его [Всевышний],
тогда сказала она: «Нужна тебе кровь – [кровь] обрезания»
Шмот 4:24 – 26


И снова мы встречаем проблему Цели и Средства. Как и всегда, у праведников она стоит чрезвычайно остро. Моше отправляется в Египет с величайшей из миссий, по дороге у него рождается второй сын, Элиэзер, и Моше, торопясь исполнить волю Творца, не использует предоставленный ему шанс – «стоянку», и не торопится сделать своему сыну обрезание на восьмой день.
Мидраш сообщает, что Всевышний хотел «прибрать» Моше ещё до захода солнца, с тем, чтобы Моше ушёл из этого мира «чистеньким» – абсолютным праведником. Ведь восьмой день не завершился, а, следовательно, смерть Моше произошла бы в момент, когда закон об обрезании на восьмой день ещё бы не был нарушен.
Вот только речь ведь идёт о Моше-Рабейну!!!
Да, конечно, в «аналогичной» ситуации Всевышний заботится о Ханохе, забирая его совсем молодым, едва трёхсот лет от роду. Но одно дело «библейский» допотопный Ханох, а совсем другое – наш Моше, ведь Пятикнижие – Моисеево!
Рав Шимшон Рефаэль ґирш лишает нас иллюзий, прямо заявляя, что у Всевышнего нет никаких ограничений: «Реализация планов Творца не зависит от человека, ни от какого человека, даже не от «человека Моше».
Если соединить сказанное мудрецами в мидраше (и сделанное Всевышним для Ханоха) с комментариями рава ґирша, то получается решение проблемы «Цель и её средство» на уровне Создателя.
Единственное, о чём «беспокоится» Творец – это личное счастье сотворённого. И никакие идеалы и сверхцели не могут Ему помешать. Потому личное счастье Моше важнее «Моисеева» Пятикнижия!
Для тех из наших читателей, кто, прочитав предыдущие строки, горестно вздохнул и подумал: «Ну и где оно, это счастье, когда кругом…» – история (не дай Б-г, не вместо, не вместо):
Жили-были два брата. Работали оба сторожами. Старший получал прекрасную зарплату, а младший копейки, да ещё, вдобавок, имел хозяина-мерзавца. И старший брат уговаривал младшего перейти к нему, где и зарплата выше, и хозяева приличниые. А тот всё отказывался, объясняя, что он уже свыкся и менять ничего не желает.
Тогда старший, пользуясь доверием брата, стал заходить в его смену и красть. Обнаружив хищение, хозяин, естественно, потерял остатки человеческого облика, но, поскольку знал сторожа как честнейшего человека – не уволил его. Старший же брат, видя, что ничего не произошло, взяв «награбленное», принёс и выложил его прямо на стол хозяину своего брата, присовокупив: «Всё это я украл благодаря моему брату, в его дежурство». Понятно, что младшего брата, несмотря на его вопли о непричастности, тут же уволили. Он некоторое время пребывал в депрессии, но жизнь продолжалась, и он, наконец, поддался на уговоры брата и устроился на работу, где служил его брат. Прошёл год, младший оценил все преимущества нового места, и тогда старший открыл ему, каким именно способом ему удалось перетянуть брату на свою работу.
Младший со слезами на глазах благодарил старшего брата за самоотверженную братскую заботу. И тогда старший спросил: «А как бы ты отреагировал, стань эти факты известны тебе, в день твоего увольнения?!»
(Заметим в скобках, что Виленский Гаон уЗаконивает русскую поговорку «ушла душа в пятки», объясняя в комментарии к книге «Йона», что перед смертью человека его душа действительно оказывается в самом низу тела, в пятках. Отсюда, как мне кажется, вытекает возможность понимания слов «и коснулась ног его [Моше]» и т.д.).


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 21:18 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Ночь перед рассветом


И сказал им царь Египта:
«Зачем вы, Моше и Аґарон,
отвлекаете народ от работы его?
Идите к трудам своим!» И сказал фараон:
«Вот многочислен этот народ страны,
а вы не даёте ему работать».
И велел фараон в тот день угнетателям народа
и надсмотрщикам, сказав: «Не давайте больше
соломы народу для изготовления кирпичей, как
вчера и третьего дня – сами пусть идут и собирают
себе солому, но число кирпичей… не уменьшайте»
Шмот 5:4-8


Единственно понятное в вышеприведённом отрывке – это… позиция фараона: «Как, после всего у них ещё есть желания?! Значит порабощение не абсолютно?! Завинтить все гайки!!!»
Но, конечно же, наш вопрос: «Как, «благая весть», и в результате – усиление гнёта Египта?» В соответствии с Устной Традицией полгода отделяют вышеописанные события от начала казней, и, следовательно, требуется серьёзнейшее обоснование для столь необычного сценария. Его даёт Маґараль из Праги:
именно окончание власти Египта влечёт усиление оной!
Вспомним, что Талмуд, объясняя закон из третьей книги Пятикнижия «Весь покрылся белыми [язвами] – чист» (Ва- икра, 13:13) связывает его с двумя сценариями прихода Машиаха.
Первый из них: постепенное улучшение ситуации приводит наш мир к тому уровню чистоты и прозрачности, который позволяет увидеть Истину. Второй, объясняет Маґараль: когда появление Машиаха никак не проистекает из предшествующей реальности. И требуется, для раскрытия Истины, полное («до основания, а затем») уничтожение абсолютной нечистоты, в открытую овладевшей миром.
Как мы знаем, Зло себя не афиширует. Никогда наш внутренний враг не обращается к нам с предложением, типа: «Закури сигарету, глядишь – понемногу и до рака лёгких дойдём!» Его задача – подменять хорошее, искусственно сужая поле нашего зрения: «Закури, успокоишься, сразу полегчает», и т.п. Зло всегда замаскировано под сиюминутную пользу, которая оборачивается конечным саморазрушением. И потому «афиши» и Зло – несовместимы. Роль «серого кардинала» – анонимного и тем более полного Хозяина – вот амплуа, издавна присущее мировому Злу.
Философская начинка закона Торы «Весь покрылся язвой – чист» – зло, прямо показывающее себя снаружи – это конец Зла! Неприкрытое, внаглую, напрямую использование нас означает невозможность привычного управления изнутри. «Внутри у зла», – говорят мудрецы Талмуда, – «не осталось места». «Не от хорошей жизни» Зло являет себя миру в роли всевластного Хозяина!
Именно второй из сценариев – резкое ухудшение, ведущее к уничтожению Египта – начинает осуществляться с приходом Моше. Потому концу Египта предшествует усиление его власти. Маґараль из Праги даёт следующую цепочку образов: догоревшая свеча ярко вспыхивает, прежде чем навсегда погаснуть; тьма сгущается перед рассветом; и, добавлю как профессиональный пехотинец с 20-летним стажем, самые холодные часы ночного дежурства – предрассветные.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 21:20 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Крик души

Нам остался всегда актуальный и всегда современный вопрос: «Что делать?», ведь «второй сценарий» оптимизма не добавляет... Ответа ради попробую изложить основную идею предшествующего комментария чуть более… абстрактно.
Любая реальность, даже выдуманная и лелеемая (питаемая) людьми (обществом), в конечном итоге существует «за счёт» Всевышнего (подробнее об этом чуть ниже в комментарии «Прелюдия к казням» в главе «Ваэра»). Исчезновение такой реальности начинается с «убирания» поддержки Всевышнего.
Гибель Египта обусловлена нашей неготовностью тащить его на себе! Творец убирает «энергоснабжение» египетской власти и она вся целиком оказывается на наших плечах! Отсюда усиление гнёта и (наконец-то!) невыносимость жизненных условий. И тогда евреи начинают молиться (а кто не умеет – попросту вопить!) и «казни египетские» переносят нас в эру Машиаха.
Как вышесказанное накладывается на геополитическое положение государства Израиль, а, следовательно, ложится на всех нас? Ответ на этот вопрос я хочу предварить небольшим замечанием и совсем маленькой историей.
Как вы знаете, все евреи делятся на… Неправда! Все евреи вообще не делятся! А все эти басни о неверующих евреях годятся только для газетных полос, телеэкранов и крайне дорогого (жалко времени!) радиовещательного времени. Мы-то с вами, уважаемый читатель, прекрасно знаем, что все евреи глубоко верующие (подчас настолько глубоко, что и сами не осознают). И когда «прижимает» – моментально вспоминают Создателя! Как иллюстрация (свидетельское показание в защиту вышеизложенного силлогизма) – история, услышанная мною от одного раввина из города Ашкелон.
В конце 70-х, он, тогда 17-летний учащийся йешивы, в каникулы вместе с друзьями отправился в знаменитый израильский заповедник Эйн-Геди. Двигаясь вдоль ручья (обычный маршрут) они вдруг услышали душераздирающий крик: «Шма, Исраэль!..» прямо-таки предсмертного напряжения, и увидели вдалеке падающее тело (над обычным маршрутом лежит горная тропинка для «мейтивей лехет» – «умеющих ходить»!). Они подбежали и увидели в воде, к счастью, достаточно глубокой в том месте, молодого человека, выходящего на берег и весьма оглушённого произошедшим. Узнав, что всё обошлось, кто-то из учеников йешивы заметил: «Ты так кричал «Шма, Исраэль...» – «Что я кричал?» – спросил спасшийся. «Шма, Исраэль…» – ответил йешиботник. «Что такое Шма, Исраэль?» – удивлённо спросил израильтянин, который, как и подобает продукту израильской культуры, «ни о чём подобном слыхом не слыхивал». И продолжил: «Я просто от испуга орал, а слов таких я вовсе не знаю!»
Современные израильтяне еврейского происхождения (как они стали называть себя после тысячи жертв и более чем десяти тысяч калек последней войны образца 2000 года, до этого они наивно полагали себя просто израильтянами безо всяких еврейских примесей) воспринимают происходящее с терпением, достойным лучшего применения. И реагируют на происходящее вздохом-пожеланием: «Лишь бы не хуже»…
Мне даже пришла в голову крамольная мысль: быть может, нынешняя война называется «Ослиной» не из-за соглашений в Осло, а в силу невероятного долготерпения нашего народа?! Доколе, господа?!
Приход Машиаха очевидно произойдёт по второму сценарию, но не раньше, чем мы, евреи, начнём молиться (или вопить). А это, в свою очередь, произойдёт не раньше, чем мы ощутим происходящее как невыносимую, нестерпимую реальность.
Позволю себе в заключение привести пример собственной наивности. Когда в октябре 2000 года после прогулки главы оппозиции г-на Ариэля Шарона по Храмовой горе дороги Израиля превратились в стрельбища для отстрела еврейских жителей Иудеи, Самарии и Газы, обстрелу подвергся также южный район столицы Израиля Гило, граничивший с арабским Бейт-Лехемом, мне показалось, что вот сейчас наш народ не выдержит... и завопит так, что Всевышнему мало не покажется.
Но история нашего народа продолжается. В неё уже записана позорно-сумасшедшая страница депортация евреев из Гуш-Катифа. И я затрудняюсь с представлением ситуации, в которой мы наконец-то завопим к Всевышнему.
Анекдот образца начала 21 века. Обеспокоенный звонок еврейских заграничных родственников в Беэр-Шеву: «Ну, как там у вас?» – «У нас всё в порядке. Стреляют только в Иерусалиме!» Звонят в Иерусалим: «Ну, что там происходит?» – «У нас всё в порядке, стреляют только в микрорайоне Гило!» Раздаётся звонок в Гило: «Ну, как там у вас?» – «У нас всё в порядке. Стреляют на окраинной улице Анафа!» Звонок на улицу Анафа. «У нас всё в порядке. Опасно только на кухне (к холодильнику пробираемся по-пластунски – не анекдот) и в салоне. А в комнатах не опасно!»



Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 23.08.2011, 21:23 | Сообщение # 15
Группа: Администраторы
Сообщений: 5267
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Вопрос вопросов


…И вернулся Моше к Всевышнему и сказал:
Господь, почему сделал хуже Ты этому народу?
Зачем же Ты меня послал? И с тех пор,
как пришёл я к фараону говорить
от Твоего Имени, стало хуже этому народу,
а спасти Ты не спас народ Свой?».
И сказал Всевышний Моше:
«Теперь ты увидишь то, что сделаю Я фараону…»
Шмот, 5:22,23,6:1

Нам с вами уже известен ответ на вопрос Моше, и тем более странно, что этот ответ не звучит в словах Творца. Более того, в его словах: «Теперь ты увидишь то, что я сделаю…» вообще нет ответа?!
Раби М.-М. Шнеерсон объясняет, что ответ Создателя – это следующее за процитированным нами предложением, открывающее новую главу «Ваэра»: «И говорил Всесильный Моше и сказал ему: «Я Всевышний. И открывался я Авраґаму, Ицхаку и Яакову как «Эль Шадай», а именем Моим «Всевышний» не был известен им» (Шмот, 5:2,3).
Попробуем понять ответ Творца. Для этого рассмотрим имя Всевышнего, которое я не перевёл: «Эль Шадай». Мудрецы объясняют его значение: «Ше амар дай леоламо» – «Сказавший «Достаточно!» своему миру». Если мы вспомним, что «эль» – значит сила, то интерпретация данного имени Творца: «Сила, определяющая границы (рамки) этого мира».
Раскрытие Всевышнего нашим праотцам было, следовательно, в рамках нашего мира. А предстоящее Дарование Торы будет на уровне «собственно» Имени, то есть вне всяких рамок. Такой «поворот сюжета» недоступен пророческому видению даже «отца всех пророков» Моше. Но более того, раскрытие Творца на Синае вообще не вытекает не из чего именно в силу своей неограниченности. Отсюда необходимость исчезновения той, египетской реальности, органической частью которого ощущали себя евреи. (Действительность Синая не «рождается», а раскрывается через «убирание» мира, Истину скрывающего. Олам – עולם – «мир» на иврите, имеет также значение «скрывающий»).
Вообще, евреям слияние с любой реальностью противопоказано. Так же, как «уважающий себя» шпион не должен отождествлять себя с легендой, так и евреи – «проходящие», не должны забывать о «транзитности» своего пребывания в здешних реалиях .
Если применить вышесказанное к актуальности, то получится, что главная проблема государства Израиль и его народонаселения – это зависимость от мнения власть имущих в этом мире, типа: «А что о нас скажут люди?!»
Мнение американской сверхдержавы, европейских хранителей «морально-этического кодекса» гуманизма, не считая ООН и всего прогрессивного человечества, тяжеленными гирями повисло на руках израильских
руководителей. Земное притяжение, точнее, притягательность земного в наших глазах, делает практически невозможным «взлёт» еврейской души.
Как сказал ребе из Вижниц: «Страшен галут евреев у гоев. Ещё страшнее галут евреев у евреев (это сказано в 19 веке!). Но самый страшный галут – это галут еврея у самого себя!»
Весьма знаменательно, что мудрецы решили завершить первую (изначальную!) главу «Шмот» словами Всевышнего, звучащими в контексте сегодня происходящего более чем символически: «Теперь ты увидишь то, что сделаю Я фараону».


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
Форум » Книги р.Гитика » Путешествие по недельным главам » Шмот (В путь далёкий собираясь...)
Страница 1 из 11
Поиск: