Вторник, 19.03.2024, 04:53
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Книги р.Гитика » Путешествие по недельным главам » Бемидбар (В путь далёкий собираясь...)
Бемидбар
most129Дата: Пятница, 27.08.2010, 09:02 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Прикрепления: 9863147.jpg (154.3 Kb)
most129Дата: Пятница, 27.08.2010, 09:15 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Прикрепления: 6318596.jpg (185.3 Kb)
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 16:10 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
В своём цикле книг, освещающем недельные главы Торы, р. Гитик, опираясь на
разнообразнейшие традиционные комментарии, знакомит читателя с тем, что
скрывается за простым смыслом слов, и даёт многоуровневую и многогранную
интерпретацию Торы. Опираясь на свой огромный лекторский опыт, автор пи-
шет о том, что неизменно вызывает интерес у читателя, ищущего глубину.
р. Арье Левитан
директор русскоязычного отделения «Арахим»


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 16:19 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Книга «Бе-мидбар»


Четвёртая книга Пятикнижия своим названием прямо и
недвусмысленно определяет основную тему – скитания чело-
века по пустыне жизни. Вслед за книгами, дающими параме-
тры человека («Бе-рейшит»), народа («Шмот») и его функции
(«Ва-йикра»), Тора переходит к тому, что, по сути, есть жизнь
– к определению главных ценностей, и как следствие, опас-
ностей Пути: от точки рождения (Потенциал) – к пункту от-
правления (Результат).
«Поучения мудрецов» (Пиркей авот, 4:28) говорят, что три
вещи «гарантированно» выводят человека из нашего мира: «за-
висть, страсти и честолюбие». Истории Кораха и сообщников,
мидьянитянок и разведчиков рассказывают именно об этих
способах духовного самоубийства.
Само слово мидбар – пустыня имеет своим корнем не пустоту, а разговор –
медабер – говорю. Этот аспект пустыни жизни, естественно, определяет как ноль цену всем материальным привлекалочкам этого мира. И сверхзадача человека – обнаружив истинную цену преходящих сокровищ, превратить для
себя этот мир в пустое место, где, наконец-то, через заглушки
всех «измов» пробьётся единственно живой голос Творца.
Рав Меир Шапиро видит в книге «Бе-мидбар» соединяющее звено – между получением Торы (законы книги «Ва-йи-кра») и её полной реализацией – вступлением в Страну Израиля («Дварим» – пятая книга Торы). Начинается книга с очень
высокой ноты – упорядоченности и выстроенности Израиля
для «немедленного вступления – каждый под своим знаменем
– без войны, так как народы [Кнаана] освободят место», – как
объясняет рав Овадья Сфорно. И он же продолжает: «Из-за
порчи разведчиков продолжили семь народов [Кнаана] делать
плохое ещё сорок лет, и потребовалось их уничтожение».

Собственно идея галута – удлинения пути – рождается в
этой книге. И стоит ли удивляться, что столь знакомый нам
сюжет – связь, её отмена и исправление поломки путём длин-
нющего галута – родом из книги Бе-мидбар.
Гурский ребе, автор «Сфат Эмет» определяет содержание
четвёртой книги Пятикнижия так:
«И книга эта – «книга пересчитанных» – это книга по-
хвал сыновей Израиля. Ведь, как известно, пять приобретений
есть у Создателя в Его мире и одно из них – Израиль. Потому
одна из книг Пятикнижия посвящена упорядочению пересчёта
сыновей Израиля» (комментарий на главу «Бе-мидбар», 1904 год).
Все эти точки зрения на четвёртую книгу Пятикнижия
можно заключить пожеланием скорейшего исполнения слов
Всевышнего: «Иди и возгласи, дабы услышал Йерушалаим, сказ
зав: Помню Я щедрость юности твоей, любовь брачной ночи
твоей, как шла ты за Мной в пустыню, землю, где не сеют».
«Исраэль выделен для Всевышнего – [он] изначальность
плодов Его, все поедающие его будут осуждены, бедствие приз
дёт на них, – сказал Всевышний» (Йермияґу, 2:2-3).


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 16:26 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Глава 1

«БЕ-МИДБАР»


Первая недельная глава четвёртой книги Пятикнижия всегда
читается перед праздником Дарования Торы, а, следовательно,
несёт в себе условия, необходимые для её получения – Мидбар и Синай:
«И говорил Всевышний к Моше в Синайской пустыне» (Бемидбар, 1:1).
Первое из условий проще всего описывается словами Пятикнижия: «И остановился там Израиль» (Шмот, 19:2), и РаШИ объясняет единственность числа «и остановился» – «как один человек с одним сердцем (стремлением)». Одно на всех евреев стремление соединиться со Всевышним через Дарование Его Торы не вызовет удивления, если мы вспомним уровень любви к Творцу, достигнутый вышедшими из Египта евреями: «Помню тебе щедрость юности твоей, любовь брачной ночи твоей, как шла ты за Мной в пустыню, землю, где не сеют» (Йермияґу, 2:2). Эта духовная ступенька Исраэля и есть «мидбар, страна, где не сеют» – не ожидается никаких всходов человеческого эгоизма!
Сегодняшний Путь нашего народа вверх подразумевает
достижения уровня Пустыни – через нивелирование
материальных (эгоистических ценностей), которое, в свою очередь, достигается через Синай (Тору).
Таким образом, наш Путь снизу вверх обратен Пути через
Мидбар к Синаю (от наасэ – сделаем к нишма – выслушаем, поймём). И потому мудрецы говорят в мидраше: «Всякий, кто не делает себя как пустыня, себе и никому не принадлежащим, не сможет приобрести мудрость и Тору» (Бе-мидбар Раба, 1:7).
А способ убирания своего эго – ненависть: «Синай назван так, как спустилась ненависть (син’а) из-за него в мир» (Трактат Шабат, 89:1). Отрицание шкалы
материальных ценностей и, в конечном итоге, ненависть ксобственному эгоизму (источнику желаний приобретения преходящих ценностей) через изучение Торы – вот маршрут получения Торы любым постсинайским поколением.

Вечность «жида»


«И говорил Всевышний
к Моше в Пустыне Синай»
Бе-мидбар 1:1


После рождения человека и народа (книги «Бе-рейшит»
и «Шмот»), после законов, обеспечивающих непрекращающу-
юся близость между нами и Всевышним (книга «Ва-йикра»),
наступает черёд испытания Пустыней. В чём оно состоит, мы
попробуем понять с помощью следующего мидраша:
«Тремя вещами [стихиями] была дана Тора – в огне, воде и в пустыне» (Мидраш Раба).
Вечность Торы в еврейском народе, – как объясняет этот
мидраш раби Меир Шапиро из Люблина, – обеспечивается
тремя измерениями: отовность личного самопожертвования во имя Всевыш-
него, истоки которого в поступке Авраґама, вошедшего в горящую печь, – огонь.
Способность всего народа поступиться внешними обстоятельствами, сняться с места и, бросив всё, уйти. Это первое поколение нашего народа, нашедшего в себе силы вступить в море – вода.
Пустыня не имеет героического ореола своих
«предшественников», но именно её третье измерение определило
нашу способность противостоять самому страшному, абсолютно
мирному врагу – ассимиляции. Именно испытание пустыней,
«страной незасеянной», позволило нам не раствориться в общечеловеческой суете из серии «клёв будет таким, что клиент позабудет обо всём на свете».
То, что не имеет причины (наш уход за Всевышним в пустыню не имеет рациональных причин), не может быть отменено, и мы, вопреки всем рациональным обстоятельствам, сохраняем свою вечность.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 17:00 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Три измерения бытия


«И говорил Всевышний к Моше
в пустыне Синай»
Бе-мидбар, 1:1
«(Посредством) трех вещей
была дана Тора:
в огне, в воде и в пустыне»
Мидраш Бемидбар Раба

Пустыня (четвёртая книга Пятикнижия), в соответствии
с мидрашем, является третьим, заключительным элементом
Дарования Торы. Рав Меир Шапиро из Люблина отмечает, что удивительнейшая из черт нашего народа – вечность – очевид-
но, происходит из этих трёх параметров. Готовность евреев во
все времена умереть, но не раствориться, начинается с огня.
Авраґам-авину проходит это испытание, делая своих по-
томков способными взойти на эшафоты, аутодафе и прочие
нерадости жизни, заботливо приготовленные юдоведами всех
времён и мастей.
«Но это отдельные личности, – сможете вы возразить.
Рав Шапиро из Люблина отвечает: «Вода последнего моря (Суф)
была испытанием всего народа, а общины Вормее (Вормса)
и Немирова, а также Англии, Франции, Тироля, Северной
Африки и др., – каждая в своё время, совершив Кидуш ґа-
Шем, – смогли преступить последнюю черту, отказаться от
собственного, эгоистического, видения, как и положено народу,
ступившему в море!»
Но это – мгновенная решимость, один поступок, пусть и
всего народа – покорение вершины. А удержание?! Не рывок,
а постоянное усилие?! И потому сорок лет пустыни завершают
«малый джентльменский набор» Израиля. Способность длить
во времени преодоление каждодневных препятствий завершает
трёхмерность нашего Бытия – во времени, в пространстве и в действии!
Бывшее и будущее «Вознесите (сосчитайте) глав всей общины сыновей Израиля
по семействам их» Бе-мидбар, 1:2 Сам по себе пересчёт еврейского «поголовья» особых вопросов не вызывает. Как мы уже говорили, такая перепись подчёркивает ценность Израиля в глазах Всевышнего и служит залогом Его безусловной (несмотря на промах золотого тельца) любви к своему первенцу.
Но этот счёт, открывающий четвёртую книгу Пятикнижия,
в силу своей «заглавности», несёт необходимо и абсолютно
конкретный смысл. Недаром Тора так подчёркнуто определяет временные координаты: «первое число второго месяца (ияр) второго года от Исхода».
Месяц назад евреев исчислили в связи с задействованием Мишкана:
«Когда вышли из Египта, сосчитал их (Шмот, 12:37); и
после падения, связанного с тельцом, сосчитал их (Шмот,
30:12), дабы дать знать число оставшихся; первого нисана,
когда был установлен Мишкан (Шмот, 40); и первого ияра
сосчитал их», – говорит РаШИ. И новое исчисление, да ещё и
во главе книги «Бе-мидбар» вопиет о растолковании.
Рав Шимшон-Рефаэль Ґирш, во-первых, отметает версию
об экономико-политическом значении переписи, ведь географические координаты – в пустыне Синай – говорят сами за себя, точнее – против подобного объяснения. И в качестве ключевого рассматривает слово «Синай», в предложении, открывающем книгу: «В пустыне Синай в Шатре Откровения». Уточнение «в Шатре Откровения» прямо указывает, что данное исчисление имеет своим адресатом функцию Исраэля в этом мире – Тору. Предыдущая перепись (первого нисана) была доказательством
очищенности, реабилитированности Израиля пред Всевышним
после инцидента с золотым тельцом. Перепись же, датированная первым числом второго месяца – это готовность семей и их глав, ветвей и всего Израиля к соблюдению Закона и реализации, тем самым, Торы Всевышнего.
Третья книга завершилась законом об отсчёте «выделенного» для Храма скота, который, разделив на группы, проводили под отмечающую ветвь (посох) владельца. Четвёртая книга начинается пересчётом «стада Всевышнего», которое также проводится погруппно – через исчисление семейств и ветвей, принадлежащих Хозяину!
Всякая личность, проходящая под «посохом» Пастуха, приобретает самоценность – как часть стада, принадлежащего Всесильному.



Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 17:12 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Величие Замысла


Попробуем заново посмотреть на пересчёт евреев, открывающий четвёртую книгу Пятикнижия, с помощью следующего мидраша: «Вознесите голову». Отчего вознесите голову? [Вместо обычного «сосчитайте поголовье Израиля».] Сказал Создатель
Израилю: «Ничто сотворённое не нравится мне, подобно вам;
оттого дал Я вам поднятие головы и уподобил вас Себе – так же как Я выше всех обитателей мира, как сказано: «Тебе Всез вышний – величие» (Диврей ґa-ямим I, 29:11)… и потому сказано: «и вознесите голову», дабы исполнить: «И возвысит он состояние народа своего» (Теґилим, 148:14), и также сказано:«и поставил тебя Всевышний Всесильный твой высшим над всез ми народами Земли» (Дварим, 28:1) (Мидраш Бемидбар Раба, 1:9).
Мудрецы, следовательно, видят в исчислении евреев, от-
крывающем книгу «Бе-мидбар», несомненное желание Творца
возвеличить свой народ. Но, простите, отчего именно данный
пересчёт, и почему именно пересчёт, разве нет лучшего способа
возвеличить Израиль?!
Ответ элементарен – всё величие Израиля – это раскры-
тие нашим народом величия Создателя. Поколение вышедших
из Египта называется мудрецами – поколение дэа (обычный
перевод этого слова – знание). Рав Десслер, объясняя значение
этого термина (том II, стр.154), говорит о поколении, достиг-
шем уровня привязанности, соединённости со Всевышним,
чьим единственным желанием была реализация Его Замысла.
Рав Лунчиц («Кли якар») конкретизирует это желание в
следующем комментарии (к «Бе-мидбар», 2:2):
«Тем, что евреи со всех четырёх сторон окружали нахо-
дившиеся в середине Мишкан и Ковчег – возвышенность, к
которой все обращались, видели все народы, что если пойдут
за именем Всевышнего, то сбудется сказанное мудрецами в
трактате Таанит (31:1):
«В будущем устроит Создатель хоровод для праведников
в Эденском саду и сам будет в середине [круга танцующих],
как сказано (Ва-йикра, 26:12):
И буду прохаживаться внутри (среди) вас».
И это смысл знамён [построения по знамёнам поколения
Дэа] – победа именем Всевышнего – знаменем, на которое де-
лают равнение все стоящие вокруг».
Получается, что назначением этого пересчёта была под-
готовка к расположению еврейского лагеря в пустыне под че-
тырьмя знамёнами, которые были, по сути, обнародованием
(через еврейский народ) факта Единоначалия Всевышнего как единственного Источника (абсолютного Центра) всего Сущего! То, что в конечном итоге будет достигнуто окончательно всеми праведниками совместно – «хоровод со Всевышним в центре»
– то есть видимость Его славы, Его управления, и было зада-
чей, которую решало высочайшее поколение евреев – поколение Связи (дэа)!
Итак, исчисление евреев – это часть раскрытия Замысла
Творца – создание такой общности Израиля, которая своим
существованием (расположением!) будет прямо указывать на
Всевышнего как на причину всего-всего-всего (отсюда цен-
тральность Мишкана и Ковчега в расположении евреев в пустыне).
И, как интеллектуальное поощрение, мы теперь способ-
ны атаковать твердыню одного из самых неприступных имен
Всевышнего – Бзг Саваоф, что в переводе с русского означает – «Всевышний цваот – воинств». Именно наш народ назван Его воинством: «И было по прошествии тридцати лет и четырехсот лет и было в тот самый день, вышли все воинства Всевышнего из земли египетской» (Шмот, 12:41).
И наша глава говорит об исчислении именно годных к во-
инской службе: «От двадцати лет и старше, всех выходящих в войске в Израиле, их исчислите по воинствам» (Бе-мидбар, 1:3), – и также: «По числу имён от двадцати лет и старше выходящих в войске» (Бе-мидбар, 1:18).
Смысл и назначение знамени государства – нести через
победы (военные, спортивные и т.д.) увеличение славы, извест-
ности и влияния страны. Потому-то, говоря о распространении
Славы Всевышнего, говорит Тора о Его воинстве, об Израиле.
И исчисление евреев, и их расположение вокруг Мишкана и
Ковчега несут именно задачу знамени Создателя:
«И знамя Его надо мною – Любовь» (Шир ґa-Ширим, 2:4).
Именно поэтому назвал РаМБаМ последнюю, четырнадца-
тую книгу своего кодекса «Яд ґа-хазака» – «Книга царей и их
войн». Ведь назначение любой невынужденной войны нашего
народа одно – увеличение Его влияния, Его славы!



Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 18:10 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Весь народ – армия


«От двадцати лет и старше
все военнообязанные в Израиле»
Бе-мидбар, 1:3

Закон о воинской повинности на первый взгляд не пораж-
жает философской глубиной. Чего ж тут не понять – вокруг
отнюдь не юдофилы и для раскрытия Всевышнего необходимы
наши усилия.
Но, как и всегда, не обращая внимания на «первый взгляд»,
заметим необычную деталь – отсутствие верхней планки. Во
все времена при любых обстоятельствах (даже в советском
ополчении!) были границы, и глубоких стариков в армию не
брали. Объяснение исключительности еврейского подхода даёт
рав Бен-Цион Фирер.
Если бы Тора разделила народ на пригодных и непригодн-
ных к военному ремеслу, то могла бы создаться ситуация, где
военспецы почувствовали бы, что-то от состояния «моя сила и
крепость моей руки» (Дварим, 8:17). Но если вместо профессио-
оналов-контрактников армией является весь народ, то оказывае-
ется, что военное искусство – лишь необходимая часть жизни
народа. Вся армия, в таком случае, состоит из резервистов, вед-
дущих нормальный образ жизни, хотя и, безусловно, готовых
по первому зову взяться за оружие.
Моше было приказано исчислить военнообязанных на случ-
чай необходимости, а не создавать возрастной пласт военспец-
цов. Ведь, если в числе военнообязанных будут все «старше
двадцати лет», то удастся избежать ситуации, где вся молод-
дежь – солдаты. И когда солдаты – все, то размываются гран-
ницы между сугубо военным и гражданским – все занимаются
всем!
Наоборот, для работы в Мишкане определила Тора жёстк-
кие рамки: «От тридцати лет и старше и до пятидесяти лет»
(Бе-мидбар, 4:3). У левитов не существует опасности излишней
военизации, в силу их постоянной близости (физической!) к
Источнику Всех Сил. И, тем самым, они избегают острых, «вое-
енных» ощущений типа: я смог, я достиг.
Резюмируя, можно вспомнить книгу «Судей», в которой
победы евреев достигаются «не числом и умением», а верой во
Всевышнего и беспрекословным исполнением Его приказов. И
всякая попытка победить «своими силами» (как например, у
Бар Кохбы) заканчивается однозначно, именно в силу непрел-
ложности закона, декларируемого здесь: война и военное дело
– не для избранных, и является частью той жизни, все сферы
которой строятся через Тору.
Виленский Гаон добавляет к вышесказанному следующую
деталь: «В этом исчислении участвовали только те, кто отвечал-
ли двум требованиям: «от двадцати и старше» и «военнообяз-
занные», т. е. не включая больных, увечных и попавших в плен
старческого бессилия. Но, совершенно чудесным образом, – не
нашлось таких среди евреев!
«Все больные исцелились, увечные избавились от увечий,
а дряхлые обрели энергию во время Дарования Торы».
(Мидраш Танхума, Итро, 8)


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 18:41 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Знамёна Израиля


«И говорил Всевышний,
обращаясь к Моше и Аґарону:
«Каждый при знамени своём,
со знаками отчих домов своих…
А стоящие впереди, к востоку:
знамя стана Йеґуды по воинствам их…
Знамя стана Реувена к югу по воинствам их…
Знамя стана Эфраима по воинствам их, к западу…
Знамя стана Дана, к северу, по воинствам их…»
Бе-мидбар, 2:1, 2, 3, 10, 18, 25

Несомненно, расположение знамён имело решающее знач-
чение для раскрытия механизма управления Всевышним этим
миром (по-другому – для раскрытия Его славы здесь, на Земл-
ле). И мы попробуем, с помощью мудрецов, распознать образы,
скрывающиеся за каждым из знамён. Начнём с мидраша:
«Установил Всевышний Своё имя нашим именем и сделал
нас знамёнами, как сказано (Бе-мидбар, 2): «Каждый по знаменз
ни своему» (Бе-мидбар раба, 2:2).
Рабейну Бехайе даёт ключ для понимания «расстановки
еврейских сил» вокруг Мишкана:
«И знай, и пойми: так же как четыре знамени в пустыне
соответствовали четырём станам Шхины, также соответствовал-
ли они четырём выделенным животным ]из видения Йехезкелля]»:
«И образ лиц их: лицо человека и лицо льва – справа..., и
лицо быка слева… и лицо орла» (Йехезкель, 1:10).
Правое и левое, главное и второстепенное, геула и галут,
цель и средство.
Итак, знамя Йеґуды – первое, и сторона света, ему соотв-
ветствующая – это, конечно же, восток (на иврите кэдем означ-
чает не только эту сторону света, но и понятие причины, нача
чала) – сторона восходящего солнца.
Направление солнца, изначальности – это, конечно же, муд-
дрость – хохма, с которой начинается наше восприятие. Её
(мудрости) проекция на этот мир – качество гвура – мужество,
способность удерживать рамки (границы). Символом этого кач-
чества и является лев, помещённый на знамя стана Йеґуды.
Мудрецы, сравнивая льва (мужество) с тигром (отвага),
отдают предпочтение первому. Тигр – это бросок, завоевание
добычи. «Визитная карточка льва» – это передние лапы на
убитой антилопе и рык: «Кто посмеет отобрать добычу?»
Как сказано о ветви Йеґуды: «Дитя льва – Йеґуда» (Бе-
рейшит, 49:9), а рабейну Бехайе добавляет:
«… и с ним [с Йеґудой] – посох Иссахара и посох Зевулун-
на, и сказано о них «ришона – первыми, изначальными – пойдз
дут они» (Бе-мидбар, 2:9), – и это слово намекает на мудрость
(хохму), так как были они все знатоки Торы, как сказано: «Йеґз
ґуда – законодатель Мой» (Теґилим, 70); «И из сыновей Иссахз
хара – познавшие мудрость времен» (Диврей ґа-ямим I, 12); «И
из Зевулуна – тянущие ветвь Книги» (Шофтим, 5). И потому
они достойны находиться вместе, и втроём называться лагерем
Йеґуды.
И были они подобием стана [ангелов[ Гавриэля, Азриэля
и Шмаиэля перед Шхиной, И они втроём называются лагерь
Гавриэля, и каждый из них, в свою очередь, возглавляет нес-
сколько станов [ангелов], и у каждого в подчинении воинства
ангелов; подобно им были в посохе Иссахара и Зевулуна нес-
сколько десятков тысяч из Израиля. И именно на это подоб-
бие намекает Тора, говоря: «Йеґуда – гэвэр (мужественный)
из братьев» (Диврей ґа-ямим I, 5), – то есть его прототип
– лагерь ГаВРиэля».
Продолжая свой комментарий, рабейну Бехайе позволяет
нам составить представление и об остальных знамёнах Израи-
иля. В южном направлении находился стан Реувена. Качество
рахамим – милосердия, которое отражает эта деталь построен-
ния Израиля вокруг Мишкана, прямо связана с обилием жизнь
дающего солнца, с югом. Эта проекция категории бина (осмысл-
ление) прямо связана с обликом человека. Лагерь Реувена
состоял из трёх станов – Реувена, Шим’она и Гада. Шим’он
– тот, кто слышит и понимает (от «шма» – понимание сердца).
Реувен связан с категорией бина как «бааль тшува» – исправ-
вивший свою ошибку. Гад, как и Реувен, – первенец, их матери
– Зильпа и Леа – олицетворяют геулу. Ребейну Бехайе говор-
рит, что их знамя соответствовало лагерю Шхины Михаэля,
Кохавиэля и Пдиэля, – правой стороны Шхины.
Левая сторона видения Йехезкеля связана с понятием гал-
лута – невидимости, отсутствия солнца. Запад на иврите мааз
арав – вечерний, а север – цафон – сокрытый; оба связаны с
отсутствием света. Символ Йосефа – бык: «Первенец быков его
– великолепие его» (Дварим, 33:17).
Знамя Йосефа включает, кроме Эфраима и Менаше (сын-
новей Йосефа), также его единоутробного брата Беньямина.
Таким образом, под знаменем быка оказываются все потомк-
ки Рахели – галута. Образ быка (как и полагается символу
галута) в Торе неоднозначен. Наряду с той положительной
силой, которая позволяет вспахать и сделать засеянным поле
следующего мира (как сказано: «И множество урожаев по силе
быку», Мишлей, 14:4), он же – собирательный образ нанесённ-
ного ущерба (как сказано: «и если бодаться будет бык» (Шмот,
21:28)). Соответствующий знамени Эфраима – стан ангелов
Рефаэль, Завдиэль и Ахазиэль. Способность Йосефа лечить бол-
лезни галута абсолютно параллельна способности ангела Реф-
фаэля – посланника-врачевателя. Например, у Авраґама после
брита или в просьбе Моше о Мирьям, пораженной проказой:
«Рафе, на – исцели, пожалуйста» (Бе-мидбар, 12:13).
Последнее, северное знамя – знамя Дана, отличается той
же двойственностью (галута), что и знамя Эфраима. Наряду со
способностью Дана собирать отставших из всех лагерей под сень
Шхины, его сторона – север – символ отсутствия тепла: «С севз
вера откроется Зло» (Йермияґу, 1:14). Именно Дан «получил»
двух золотых тельцов Йеров’ама Бен Навата, а также истукана
Михи. Символ этого знамени – орёл – нэшер – расшифровыв-
вается мудрецами как сила падения и возрождения. История о
птице феникс родилась, по-видимому, из следующего мидраша,
который приводит рабейну Бехайе: «Орёл – царь птиц, и пол-
лет его выше всех, и каждые десять лет он поднимается к жару
солнца, падает вниз, и вновь оживает и поднимается».
Связь Дана с Ашером и Нафтали обнаруживается через
способность освещать темноту. Дан, ставший местом для чужой
работы, затемнил мир, как сказано: «И были в затемнении их
дела» (Йешаяґу, 29:15).
И задача ветвей, посохов Ашера и Нафтали – помочь Дану
осветить самую бессолнечную сторону света. Оттого обе эти ветв-
ви имеют особую браху. Про Ашера сказано: «И окунает в масло
ногу свою» (Дварим, 33:24), а о Нафтали: «Доволен Нафтали,
полон благословения Всевышнего» (Дварим, 33:23).
И стан ангелов Уриэля, соответствующий лагерю Дана, связ-
зан с исправлением неправильного, освещением темного. По раб-
бейну Бехайе, царь Давид намекает именно на это свойство Уриэ-
эля, говоря об искуплении через приближения: «К Всевышнему
и осветит для нас» (Теґилим, 118:27). Само имя этого посланца
Всевышнего значит – Уриэль – сила света!


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 18:46 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Книга пересчитанных

«В десяти местах пересчитан Исраэль:
один раз при спуске в Египет:
«семьюдесятью душами спустились
отцы твои в Египет»
Дварим, 10:22

и единожды при Исходе:
«И двинулись сыновья Израиля
из Рамсеса в Сукот»
Шмот, 12:37

и ещё раз после промаха тельца:
«вознеси голову сыновей Израиля»
Шмот, 30:12

и дважды в книге пересчитанных: –
один раз в знаменах, и один – при разделе страны;
дважды – в дни Шаула…
И один раз в будущем:
«Ещё пройдёт стадо перед считающим»
Йермияґу, 33:13

Мидраш Бе-мидбар Раба, 2:11


Рав Моше Шапиро определяет назначение всех пересчётов
как свидетельство того, что сыновья Израиля преодолели все
трудности, стоящие перед ними на тот момент, и смогли объе-
единиться вокруг основной идеи Мироздания – раскрытия Неб-
бесного Царства в нашем бренном мире. «Само их соединение,
– объясняет рав Моше Шапиро, – прямое следствие принятия
ими (на уровне реализации) этой главнейшей идеи».
Но ещё прежде, чем делать далеко идущие выводы, в частн-
ности, обо всё ещё предстоящем нам десятом пересчёте, снова
посмотрим на то, как мудрецы объясняют исчисление евреев в
начале нашей главы и четвертой Книги. Первое, уже знакомое
нам, мнение РаШИ:
«из-за [проявления] симпатии считал их каждый час».
Но это мнение не объясняет данный конкретный иньян,
а попытка (РамБаНа) сказать, что это показывает Его хесед,
ведь числом 70 спустились в Египет, встречает, в свою очередь,
очевидное возражение, ведь за месяц число евреев не изменил-
лось?!
Ещё одно мнение высказывает РаМБаН: «Чтобы были пер-
речислены перед Моше и Аґароном, которые посмотрят на них
добрым взглядом и будут просить о них милосердия, Всевышн-
ний Всесильный отцов ваших добавит вам в тысячу раз больше
и не уменьшит вашего числа». То есть исчисление было возм-
можностью получить браху (изобилие) через цадика – Моше-
рабейну. «Такое благословление, – говорит книга Зоґар (часть
III, лист 117, вторая страница), – предотвратило эпидемию»,
– но подобное объяснение не отвечает на вопрос – отчего перес-
счёт вёлся для каждой ветви отдельно?! И, кроме того, ведь
Моше мог бы благословить их безо всякой переписи!
Третье объяснение, нам также знакомое: исчисление Израи-
иля было необходимым для их распределения по знамёнам. Но
и при таком объяснении мы остаёмся с вопросом (его задаёт
рав Арама) – зачем нужна была точная цифра для каждого пос-
соха, а не одна для знамени?
Как и всегда, разные точки зрения – не более чем виден-
ние Истины под разным углом. И в корне общего объяснения,
даваемого равом Шапиро, лежат корни… ивритских слов: мисз
спар – число и пикудим – пересчитанные. Начнём с первого из них.
Корень сфар означает край, границу. Определение колич
чества числом ставит очевидные пограничные рамки обсужд-
даемому множеству элементов. Также книга – сефер – это не
просто набор (количество) слов, это – качественные, строго
определенные взаимосвязи между словами. Ещё одно значение
этого корня – сапир (отсюда русское и не только – сапфир)
– возможность видеть, деталь, позволяющая увидеть целое.
То есть ещё одно значение слова миспар – возможность
соединения частей в целое, которое единственно и позволяет
оценить все части!
Тем самым, мы получили логический базис объяснения
рава Моше Шапиро о пересчётах как о свидетельстве выполнен-
ния главной функции Исраэля – соединённости вокруг Мишк-
кана – раскрытия Царства Небес (раскрытия того, как Творец
управляет Своим миром).
Теперь становится возможным объединить все три толкован-
ния исчислению евреев первого ияра второго года их скитаний по
пустыне, которым открывается книга «Бе-мидбар». Проявление
симпатии Всевышнего (мнение РаШИ) – это прямое следствие
исполнения обязанностей, возложенных Создателем на сотворенн-
ных Им. Но это же и смысл «доброго глаза» Моше – раскрытия
правильности действий Исраэля, где каждая часть на своём месте
в Израиле раскрывает свой аспект Царства Небес!


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 19:09 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
«Чёртова дюжина» – еврейская точка зрения


«А левиты же не были
исчислены среди сынов Израиля,
как Всевышний повелел Моше…
Бе-мидбар, 2:33

Вот Я взял левитов…
вместо первенцев… Мои они»
Бе-мидбар, 3:12

Этот комментарий мы начнём с весьма иррационального
вывода (решения?), к которому я пришёл в малосознательном
возрасте шести-семи лет. Меня осенило, что крайне всеми нел-
любимое число тринадцать, очевидно – моё счастливое числ-
ло!
С тех пор прошло более четверти века, и я был уже преп-
подавателем русского отделения йешивы «Ор Самеах». Расс-
сказывая (с умыслом, естественно) год за годом в различных
группах этот курьёз, я обнаружил, что более трети аудитории
с удивлением сообщали, что именно также в весьма юном возр-
расте они пришли к тому же самому выводу! А теперь перей-
йдём к фактам совсем не детским.
В гостиницах всего мира вы напрасно будете искать номер
тринадцать. Домов с таким номером вы не обнаружите ни на
одной улице. В Колумбии, например, в высотных домах вслед
за двенадцатым идёт четырнадцатый этаж. Но самое интересн-
ное, что понятию «чёртова дюжина» более двух тысяч лет, и
оно родом из древнего мира!
Попытка сказать, что у евреев всё наоборот (их пугает
– нас вдохновляет!), мало конструктивна (попросту ничего не
объясняет), и потому мы попробуем дать рациональное объясн-
нение, основанное на словах Торы, выведенных в эпиграф.
Как хорошо известно всем, не понаслышке знакомым с
астрологией, двенадцать знаков зодиака (они же двенадцать
ветвей Израиля!) вполне определяют как жизнь отдельных люд-
дей, так и общий ход исторического процесса. Наличие «лишн-
него» фактора, никак не укладывающегося в естественную карт-
ту мироздания, и потому не могущего быть предсказанным,
естественно пугает.
Боязливое отношение к тринадцати (звание «чёртовой»
было присвоено «дюжине плюс один» христианами) связано,
конечно же, с «отсутствием наличия» у народов мира возможн-
ности прямого контакта с Творцом. Ведь на вопрос, как зовут
(точнее – призывают) Всесильного, евреи по традиции отвеч-
чают «Исраэль»! Действительно Его Имя – возможность связ-
заться с Ним – это народ принявший Его Тору. И с момента
Дарования Торы народы мира могут контактировать с Создат-
телем только при посредничеств Его народа.
Всё дальнейшее очевидно. Выделенность ветви Леви
– тринадцатой (!) в Израиле: «Вот Я взял левитов… вместо
первенцев… Мои они» в их посвящённости одной единственн-
ной цели – обеспечению бесперебойной работы Мишкана. Или
по другому, обеспечению постоянного контакта с Творцом. То
есть функция тринадцатой ветви – это как раз то, что напрочь
отсутствует у «аборигенов» этого мира. Отсюда – их подсоз-
знательный страх и наша, подсознательная же, уверенность в
счастливости этого числа.
Местоположение левитов – в центре еврейского лагеря вок-
круг Мишкана подчёркивает их связующую роль в Израиле.
Числовое значение слова «Один» – эхад, и слова «любовь»
– аґава равно тринадцати. И конечно же, тринадцать – это
(наша) половина Тетраграмматона, чья гематрия – дважды
тринадцать.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 19:14 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Коротко о многом

Сосчитали и остановились

«И говорил Всевышний
Моше в пустыне Синай»
Бе-мидбар, 1:1

Постановлено в ґалахе (Орах Хаим, 428): «Всегда читают
главу «Бе-мидбар Синай» перед Ацерет (праздник Шавуот) и
знак: сосчитали [«вознесите головы»] и остановились [«собранз
ние (остановка) будет у вас»]. Это постановление основано на
сказанном мудрецами (Трактат Мегила, 31:2): «Эзра установил
для Израиля чтение проклятий [предупреждений], что в Книге
коґенов [Ва-йикра, Бе-хукотай] перед Ацерет, а тех, что в Повз
вторении Торы [Дварим, Ки таво] перед Рош ґа-Шана». «И
причина тому, – объясняют тосафисты, – что мы разделяем
их: наше желание сделать перерыв и читать непосредственно
перед Рош ґа-Шана отрывок, «чистый» от проклятий, чтобы не
соседствовали они с Днём Суда. И потому же мы читаем «В
пустыне Синай» до Ацерет, дабы не соседствовали проклятия
из «Бе-хукотай» с Ацерет [который также называется Днем
суда плодов дерева].

Учу, следовательно, существую


«В пустыне Синай», – преподать, что в любые времена и
в любом месте Исраэлю следует заниматься Торой, и это – им
гарантия существования даже в пустыне – в галуте среди нее-
евреев.
(Хафец Хаим)

И по отношению к Торе также должен человек выполнять
мицву плодитесь и размножайтесь, чтобы не был его разум
бесплодным, ничего не рождающим. И следует совершать отк-
крытия, доселе ему неизвестные, и приводить к цветению свое-
ей духовной пустыни, и насколько хорошо, если он сам сможет
делать открытия. Как сказано мудрецами (Пиркей Авот, 1:13):
«И не добавляющий – придёт к концу», – всякий, не добавляю-
ющий к учёбе, приведёт к концу исходящее из его уст, и утрат-
тит то, что уже выучил.
(раби Шабтай из Рашкова, ученик Бааль Шем Това)

<span style="color:purple">Тремя вещами

Сказали мудрецы: «Через три вещи была дана Тора – чер-
рез огонь, воду и пустыню» (Мидраш Раба, 1:7)». Тора приобр-
ретается тремя путями: «огнём» – через радость и воодушевл-
ление кдуши – святости; «водой» – холодностью и рассудит-
тельностью, прозрачностью мысли; «и пустыней» – отказом от
роскоши и удовольствий, мешающих человеку стремиться к
совершенству и достигнуть его.
(раби Шмуэль из Сохачёва)

Сила решения


Сказали мудрецы (Мидраш Раба, 1:7): «Через три вещи
дана была Тора – через огонь, воду и пустыню… также как бесп-
платны для всех эти вещи, также и слова Торы бесплатны для
всех». Говорит рав Хизкия Элиэзер Каґан: «Мудрецы могли
сравнить Тору с одной из трёх вещей, чтобы сказать о её бесп-
платности. И отчего решили сравнить сразу с тремя?
Дело в том, что Тора включает в себя как предписывающ-
щие законы, так и запрещающие. Два вида сил необходимы для
их исполнения: для предписаний – сила огня – воодушевление
и горячность; для запретов – сила воды – холодность и самоо-
обладание. Кроме них, нужна и третья сила – сила быть как
пустыня. Только человек, ощущающий себя пустыней (себе не
принадлежащим) обладает внутренней силой для победы над
эгоистическими уклонами и склонностями, и тогда сможет разл-
личить, какую из двух сил применять – огонь или воду.

Идти за Ним


«В пустыне Синай
в Шатре Откровения»
Бе-мидбар, 1:1

«Даже «в пустыне» – в дни трудностей и нужды, необход-
дим человеку «Синай» – изучение Торы, и в «Шатре Откров-
вения» не освобождён от присоединения к общине во время
молитвы!»
(Любавический ребе)
«Эти слова учат нас двум вещам: «В пустыне Синай»,
– быть низкими в собственных глазах, подобно Синаю, униз-
зившему себя в сравнении с другими горами, и получившему
за это Тору; «и в Шатре Откровения», – когда вводит себя в
Шатер встречи (моэд – встреча, праздник, отсюда – Откровен-
ние) – в праздник, не упасть от видения себя низким в грусть.
Ведь присутствие Всевышнего (Шхина) не обнаруживает себя,
но лишь для находящихся в радости и веселье!»
(Раби Элимелех из Лежанска)
[c]
[color=purple]Такие вот «грешники»[/c]


Из промахов поколения пустыни была составлена целая
книга Торы, и если будет не хватать даже одной буквы в этой
книге, вся Тора недействительна. А из наших мицвот не сос-
ставлена даже одна, самая маленькая часть Торы!
(раби Мордехай Йосеф, автор книги «Воды Шилоаха»)
Чем заслужило Поколение Пустыни, что его называют Пок-
колением Знания? Тем, что они страдали и были преследуем-
мыми и закабалёнными, но, тем не менее, не отчаялись и шли
за Всевышним сорок лет по пустыне, лишь для того, чтобы их
дети стали свободными в стране своих отцов!
(он же)

Полнота раскрытия


«Первого числа второго месяца»
Бе-мидбар, 1:1

«Первого нисана
был установлен Мишкан
и первого ияра
исчислил их»
РаШИ


Перепись Израиля была задержана с первого нисана до
первого ияра, чтобы начало раскрытия Шхины стало, через
них, постоянным и повсеместным. А период в один месяц как
раз по Закону и считается таковым».
(раби Шалом из Бельз)


Выше головы


«Вознесите голову
всей общины Израиля…
Бе-мидбар, 1:2

«По черепам их» –
шекелями –
«бека на череп»
РаШИ

Тора сказала здесь «по черепам их», а также сказала: «и
было всех исчисленных шестьсот тысяч и три тысячи и пятьсз
сот пятьдесят», а не «шестьсот тысяч пешеходов», как в друг-
гих местах Пятикнижия. Это учит нас, что не считали их по
пальцам или по ногам, а лишь «по черепам их», то есть по
мыслям, складу ума каждого из них, Такая перепись возможна
лишь для Небес и не дана человеку. Человек считает пожертв-
вованное им на Мишкан, а Творец исчисляет мысли о щедром
пожертвовании в сердце человека, а также – сколько желания
и радости вложено в пожертвование. «Череп» намекает на катег-
горию над разумом, сыновья Израиля должны были подняться
на ступеньку «сверхразума» – «надразумную» любовь ко Всев-
вышнему.
(«Хатам Софер»)


О каждом и… каждом


«Вознесите голову всей общины
сыновей Израиля… каждого
мужчину по черепу их»
Бе-мидбар, 1:2

Вначале проявляется забота обо всём Израиле, «вознеси-
те», а затем – о каждом «каждого мужчину».
(Ялкут Моше)


Выше голову


Когда скотина идёт, её голова опущена. Когда не совершаю-
ют скотских поступков – это вознесение головы. Голова и разу-
ум человека должны быть вознесены к Всевышнему, отменяя
наши желания перед Его желаниями.
(раби Ицхак-Меир из Гура)


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 20:20 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Цена времени


«Из-за [проявления] симпатии
считает их каждый час»
РаШИ

«Каждый час» – Всевышний считает человека из Израиля
в час хороший для него, в час, когда совершает добро, и, таким
образом, весь Израиль симпатичен Ему, как сказано: «Нет чел-
ловека, у которого не было бы часа».
(Раби Йехезкель из Козмира)

Говорят мудрецы в Трактате «Авода зара» (10:2, 17, 18):
«Заплакал Раби и сказал: «Есть приобретающие свой мир в
одночасье, а есть за много лет». Отчего плакал Раби о прио-
обретающих мир в одночасье, ведь наоборот, должен был бы
радоваться?!
Раби плакал о том будущем мире, который приобретаетс-
ся за один час, ведь какой смысл у мира, приобретённого по
дешёвке, за один час, без старания и ежедневных усилий для
приобретения мицвот и добрых дел, чтобы его достичь?!
(Магид из Мезерича)

Раби плакал о том, что мир, достигаемый за один час, тер-
ряется менее, чем за полчаса!
(раби Менахем-Мендл из Коцка)


Любовь, не зависящая от причин


«Из-за [проявления] симпатии
считает их каждый час»
РаШИ

Говорит раби Менахем Мендл Шнеерсон из Любачичей:
«Но ведь в переписи нет ни малейшего отношения к личности
человека, его сути; и самый простой человек, и самый великий
считаются одинаково. И потому вопрос: где же здесь выражен-
ние симпатии?!
Но именно в этой равноценности и обнаруживается люб-
бовь и симпатия. В переписи не считаются с талантами людей
и качествами их характера, а лишь с внутренней точкой, у всех
одинаковой.
Можно оценивать человека по его способностям, происх-
хождению, социальному положению и т.п. В таком случае мы
избегаем уравниловки, и каждый занимает место в соответс-
ствии с личными качествами. Но следует учесть, что подобная
оценка весьма условна – богатый утратит своё положение в
случае банкротства, а мудрый уйдёт в безвестность, если его
мудрость не будет востребована. Но если мы судим о человеке
по его внутренней сущности – «точке человека» в нём, то тогда
нет никакой разницы между людьми, все – люди в одинаковой
степени.
Любовь Всевышнего к Израилю не имеет причиной какие-
то обстоятельства, связанные с евреями, их согласие принять
Тору, или их добрые дела. Если бы дело обстояло так, то люб-
бовь могла бы быть причинной и могла бы исчезнуть, если бы
Израиль перестал бы исполнять законы Торы. Поэтому приказ-
зал Всевышний: «Вознесите голову всей общины сыновей Израилз
ля», – подчеркивая этим, что Его отношения к ним, безусловно
и связано с одной одинаковой у всех «головой общины».
Всевышний как будто заявляет: «Моя любовь к вам не
разделяет между одним и другим, даже не между праведником
и мерзавцем. Моя симпатия к каждому из вас проистекает из
наличия у каждого из вас внутренней еврейской точки, которая
одинакова у всего Израиля!»
В качестве резюме приведём слова раби Давида Моше из
Чёрткова: «Всевышний испытывает евреев то так, то этак, но
еврейская точка никогда не двигается с места».

Один за всех


Исчисление сыновей Израиля привело к раскрытию Шхин-
ны через них, потому что каждый ощутил своим сердцем, что
он один способен повлиять на судьбу всего мира. Эта мысль,
появившаяся в голове каждого, привела к чистоте помыслов у
всего народа, и, тем самым, была раскрыта Шхина через них.
(Шла ґа-Кадош)


Прививка от «дурного»


Установлено в ґалахе (Трактат «Бейца», 3:2): «Всё, что
пересчитано – даже в тысяче, не отменяется». Поэтому прик-
казал Всевышний сосчитать сыновей Израиля, чтобы создать
ситуацию, где евреи не исчезнут, как и подобает незначительн-
ному меньшинству среди множества народов, и не заразятся их
«болезнями», будучи разбросаны по «пустыне народов».
(Раби Ицхак-Меир из Гура)


Сборная… десятка


Чем возносят головы евреев? Миньяном – собранием евр-
реев в синагоге для молитвы.
(раби Исраэль-Меир Коґен, «Хафец Хаим»)

Если бы Всевышний приказал бы мне молиться с десятью
колоннами, то и тогда я строго придерживался бы правила мол-
литься в миньяне колонн!
(раби Ури из Стрелиска, «Серафим»)

Десять евреев, собирающихся вместе в синагоге и молящ-
щихся только о своих потребностях, несмотря на то, что вместе
– всё ещё не миньян. И это оттого, что их мысли находятся
повсюду: у этого – в его винограднике, у этого – в его плодов-
вом саду, этот – просит о детях, тот – молит о своей жизни.
Суть общественной молитвы – соединённость десяти евреев в
категорию – один, одно место, одно желание, одна мысленап-
правленность – взывать как один: «Всевышний Всесильный
наш! Всевышний один!»
(раби Исраэль, Магид из Козниц)


Двое

«И исчислите их
по воинствам их –
ты и Аґарон»
Бе-мидбар, 1:3

«Шекелями, бэка с головы»
РаШИ

Установлено в ґалахе (Шулхан Арух, Йоре деа, 256:3): «Касса
не заполняется [наличными] менее чем двумя людьми, так как не
осуществляют управление общественными деньгами менее двух
человек». Перепись велась половинками шекеля и требовалось их
учесть, потому и было велено Моше: «Исчислите их по воинствах
их – ты и Аґарон», – присоедини к себе Aґарона!
(раби Йонатан Айбешютц)

Только они были достойны исчислить сыновей Израиля, так
как были с ними в рабстве и жертвовали собой ради них и знали
их ценность.
(раби Шломо из Радомыска)


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 20:31 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
«В любом из вас…»


«И с вами будут каждый человек по посоху,
человек глава дома отцов его»
Бе-мидбар, 1:4

Есть высокопоставленные и известные, но всякий, знак-
комый с ними не понаслышке, знает, что они пустышки, вся
«сила» которых на словах. Поэтому Пятикнижие свидетельс-
ствует о предводителях Израиля: «Каждый человек по матэ
(посоху)» – были они уважаемы и почитаемы в своей ветви,
у людей, близко их знавших; «человек глава дома отцов его»
– были великими и превосходными даже для родственников,
знавших их ближе других.
Только двое являются кашерными свидетелями свидетельс-
ствовать о человеке, богобоязнен он или нет – Всевышний и
его жена!
(Менахем-Мендл из Коцка)

«Когда вы исчисляете Израиль, и с вами будут», – и пустые
и нехорошие, и не стремитесь только к хорошим и лучшим,
помните: «Каждый человек лемата [вместо лематэ]», – даже
еврей, опустившийся мата, мата (ниже низа), – «человек глава
дома отцов его» – такой же, как ты, потомок Авраґама, Ицхака
и Яакова.
(он же)

В каждом еврее есть Авраґам, Ицхак и Яаков.
(раби Нафтали из Ропшиц)


Наследственная чистота


«И будут нести левиты стражу
у шатра Откровения»
Бе-мидбар, 1:53

Левиты, которые предназначались для «стражи кодеш»
были исчислены с «одного месяца и старше», дабы показать
нам, что охрана вокруг Мишкана не несла материальную функц-
цию обеспечения безопасности, а лишь духовную. Не физичес-
ской силой выполняли левиты свою функцию, а чистотой и
духовным уровнем. Теми качествами, которые наследовал кажд-
дый левит, рождаясь в этом мире.

Расстановка сил


«Каждый под знаменем своим
со знаками отчих домов их…
знамя стана Йеґуды по воинствам их»
Бе-мидбар, 2:2,3

Ветви лагеря Йеґуды, которые возглавляли все станы, отл-
личались как в духовном, так и в материальном смысле. Йеґу-
уда – воин и законодатель, Иссахар – учёный муж и пахарь,
Зевулун – торговец и писец. Получается, что знамя Йеґуды
включало в себя все потребности народа, власть и правосудие,
земледелие и изучение Торы, торговлю и создание литературн-
ных памятников.
Так что идущие под флагом Йеґуды, в случае любого нед-
достатка, могли восполнить все остальные ветви, передвигающ-
щиеся под своими флагами.
(рав Шимшон-Рефаэль Ґирш)

Если мы посмотрим на количества собравшихся под знам-
мёна, то обнаружим, что в авангарде (знамя Йеґуды) наибольш-
шее число воинов – 184 400, за ним знамя Дана – 157 600,
чуть меньше у знамени Реувена – 151 150. А знамя Эфраима
меньше всех – 108 100.
Именно в этих числах кроется разгадка причины местопол-
ложения четырех знамён.
Во время войны самая сильная опасность угрожает аванг-
гарду, именно там наиболее вероятна встреча с противником, и
потому в авангарде всегда самые сильные и опытные.
Следующее направление по уровню опасности нападения
– тыл, так враг может зайти именно оттуда и ударить по отс-
стающим и ослабшим, как и случилось при нападении Амалек-
ка. И потому знамя Дана – в арьергарде, на западе, так как у
Дана, Ашера и Нафтали более всех воинов, не считая знамени
Йеґуды!
(Абарбанель)


Формула Шабата


«Как останавливались
[в таком же порядке]…
так и двигались»
Бе-мидбар, 2:34

Как останавливались – в Шабат, так и двигались – в будни.
Показать нам, что еврей, делающий Шабат днём отдохновения
и выделенности, доставляет наслаждение своей душе Шабатом,
а телу – отдыхом, так и двигались – преуспевает в своём труде
и бизнесе в будничные дни.
(раби Нафтали из Ропшиц)


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 20:40 | Сообщение # 15
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Расстановка духовных сил

«Всех исчисленных
в стане Дана…
последними двигались
под своими флагами»
Бе-мидбар, 2:31

Сказали мудрецы: «Не сопутствует Шхина, а лишь мудрец-
цу, герою, богачу и обладателю превосходных качеств» (Тракт-
тат «Шабат», 92:1). Эти четыре категории проявились в расп-
положении знамён:
Знамя Йеґуды на востоке включало ветви Йеґуды, Иссахар-
ра и Зевулуна, олицетворяющие мудрость, как сказано:
«Не отойдёт скипетр от Йеґуды и законодательство от
потомства его» (Бе-рейшит, 49:10), «И из сыновей Иссахара
владеющих разумением времени» (Диврей ґа-ямим I, 12:33),
«И из Зевулуна владеющие искусством письма» (Книга Судей,
5:14).
Знамя Реувена на юге включало ветви Реувена, Шимона и
Гада, олицетворяющие хорошие качества. Реувен – скромность,
как сказано у мудрецов: «Реувен признался и [не убоялся] стыд-
да» (Трактат «Сота», 7:2); Шимон – униженность, как сказано
в мидраше: «Большинство нищих из ветви Шимона» (Бе-рейш-
шит рала, 98); Гад – небахвальство, как сказано: «Рать будет
обступать его, а он спокойно отойдёт» (Бе-рейшит, 49:19).
Под знаменем Эфраима на западе – Эфраим, Менаше и
Беньямин, символизирующие геройство, как сказано: «Перед
Эфраимом и Беньямином, и Менаше проснулось геройство твоё
и выйдет для избавления нашего» (Теґилим, 80:3).
Под знаменем Дана на севере – Дан, Ашер и Нафтали,
олицетворяющие богатство, как сказано: «С севера приходит
золото» (Йов, 37:22). И хотя богатство включается в качестве
совершенства, но занимает среди них самое незначительное
место. Потому знамя Дана заключало все лагеря: «последними
двигались под своим флагом».
(рав Лунчиц, автор «Кли Якар»)


Собиратель

Ветвь Дана шла за всеми лагерями и подбирала всё, что
они теряли в пути. И также я, последний в Израиле, подбираю
все молитвы, которые сыновья Израиля молились без сердца,
и возвращаю их владельцам!
(раби Михаэль из Злочева)


Единственное число одиночества


«И умер Надав и Авиґу перед
Всевышним при приближении
чужого огня… и не было у
них детей»
Бе-мидбар, 3:4

Отчего сказано «и умер» в единственном числе?
Но ведь сказано у мудрецов «умерли Надав и Авиґу отт-
того, что не было у них жён», – и, следовательно, у каждого
из них была лишь часть человека, и только вдвоём они «склад-
дывались» в целое существо, и потому подходит для них единс-
ственное число. И это объясняет сказанное: «И не было у них
детей», – так как не женились и не родили детей, можно сказ-
зать об обоих в единственном числе: «И умер».
(«Годы жизни»)


Душа Пинхаса – Надав и Авиґу


«И исполняли обязанности
Эльазар и Итамар
при Аґароне, своём отце»
Бе-мидбар, 3:4

Сказано в наших книгах, что после того, как Пинхас бен
Эльазар убил Зимри бен Салу, он получил душу Надава и Авиґ-
ґу, и тогда получил ступеньку коґена. И на это намекает здесь
написанное: «При Аґароне», – при жизни Аґарона исполняли
коґенские обязанности Эльазар и Итамар, а после смерти Аґар-
рона – также Надав и Авиґу, в лице Пинхаса, сына Эльазара.
(рав Альших)


Завещание БеШТа


«Приблизь посох Леви»
Бе-мидбар, 3:6

Сказано: «Цадик (праведник) как тамар (финиковая
пальма) расцветет, как кедр в Ливане возвысится» (Теґилим, 92:13).
Существует два вида праведников: один – это тот, котор-
рый погружён в духовную работу по достижению состояния
прилепленности, но всё это – внутри, и он даже не пытается
повлиять своей праведностью на ближнего. Такой цадик подоб-
бен «кедру» – большому и высокому дереву, которое, тем не
менее, бесплодно. Также и подобный праведник – велик в Торе
и работе на Всевышнего, но ничего не делает для появления
других праведников в мире.
Другой сорт праведников сопоставляется с образом финик-
ковой пальмы, которая так же высока и крепка, но плодоносит,
цветёт и приводит к расцвету других. Он является движущей
силой процесса тшувы и приближения к Всевышнему окружаю-
ющих.
Кедр ливанский относится к категории «возвысится» –
только себя, а тамар – к категории «расцветёт» – цветёт и
движет мир к добру.
Левиты, несмотря на то, что были заняты Торой и работой,
всё же относились к категории тамар. Они преподавали Тору
Всевышнего другим: «Обучайте законам Яакова, а Твоей Торе
– Исраэля», – и приближали людей к Творцу: «Любит людей и
приближает их к Торе».
(Завещание Бааль Шем Това)


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 09.08.2011, 20:47 | Сообщение # 16
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Цена страданий

«Всех исчисленных левитов…
две и двадцать тысяч»
Бе-мидбар, 3:39

Отчего ветвь Леви была столь малочисленной в сравнении с
другими ветвями? Оттого, что остальные ветви страдали и мучал-
лись в египетском рабстве, и потому Всевышний совершенно чуд-
десным образом способствовал умножению их числа, а число левит-
тов, которые избежали ужасов рабства, росло совершенно обычно
и не было затронуто чудом Создателя
(РаМБаН)

И это причина, по которой не были исчислены левиты вместе
со всем Израилем. Ведь перепись была актом раскрытия любви
Всевышнего к своему народу, который за короткое время преврат-
тился из семидесяти душ, спустившихся в Египет, в многочисленн-
ный народ [не надо забывать о демографии древнего мира, где речь
шла о десятках, в лучшем случае, нескольких сотнях миллионов
всего человечества!]. Левиты, не имевшие к этому чуду никакого
отношения, потому и были исчислены отдельно.
(«Мло омер» – «Полная горсть»)

Оригинально подходит к вопросу малого числа левитов знам-
менитый Брискер рав – рав Йосеф Бер ґа-Леви. По его мнению,
ветвь Леви была столь малочисленна, чтобы не быть в тягость Изр-
раилю, который кормил их.

О трапезе выкупа первенца


«И возьмёт Моше
деньги выкупа»
Бе-мидбар, 3:49

Традиционно считается, что вкусивший хлеб трапезы
выкупа первенца как будто постился восемьдесят четыре дня!
Намёк на это мы видим в слове, появляющемся в Пятикнижии,
– «пидийом» (в отличие от обычного написания «пидийон»).
Ивритские буквы в этом слове составляют как раз сочетание букв
пей и далет (числовое значение, соответственно, 80 и 4) и слова
йом – день.

Вопрос терминологии


«Всякий входящий в воинство
делать мельаха
в Шатре Откровения»
Бе-мидбар, 4:3

Только у семейства Кеґата сказано «мельаха», а в дальнейшем
у сыновей Гершона и сыновей Мерари не сказано «мельаха», а
лишь «совершать работу». Какой в этом смысл?
Оттого, что сыны Кеґата несли атрибуты Мишкана на плеч-
чах, они оказывались совершающими одну из тридцати девяти мелз
льахот, запрещённых к совершению в Шабат. А поскольку сыны
Гершона и Мерари не сами несли, а использовали для перевозки
телеги, запряжённые быками, они не нарушали, а лишь в легкой
форме (наказание за подобное нарушение в Шабат – удары палк-
кой, см. Трактат Шабат, 154). И потому для их задачи не подходит
термин мельаха.
(раби Меир-Симха Коґен из Двинска, «Мешех Хохма»).


Живо, а не мёртво


«И будут жить, и не умрут
при вхождении
в кодеш кодашим»
Бе-мидбар, 4:19

К работе на Всевышнего следует приступать с жизненной энерг-
гией и энтузиазмом, чтобы не были молитвы мёртвыми буквами!
(раби Хаим Меир из Вижниц)


Избирательность зрения


«И не войдут увидеть
как скрывают [проглатывают] кодеш»
Бе-мидбар, 4:20

Человек должен остерегаться и разборчиво относиться у тому,
что даёт увидеть своим глазам: «Не войдут увидеть», – чтобы не
оказался он «проглочен» и оторван от кодеш.
(раби Элиэзер из Вижниц)


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
Форум » Книги р.Гитика » Путешествие по недельным главам » Бемидбар (В путь далёкий собираясь...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: