Суббота, 22.07.2017, 20:53
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра? » Сюжеты из ТАНАХА » Можно ли чистить обувь в субботу нееврею?
Можно ли чистить обувь в субботу нееврею?
ElimelechДата: Пятница, 18.02.2011, 23:39 | Сообщение # 1
Группа: Друзья
Сообщений: 61
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Меня интересует почему мудрецы установили запрет чистить обувь в субботу для еврея, а для нееврея это делать можно? Ведь в Торе написано, что в субботу отдыхать должен и твой скот, и раб твой и слуга?! Разве нееврей ниже по статусу от раба и т.д? Спасибо за ответ!

Все, что не делает Б-г -к лучшему! Аудио-лекции по Торе в mp3.

Сообщение отредактировал Elimelech - Пятница, 18.02.2011, 23:40
YaelДата: Суббота, 19.02.2011, 19:04 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Дело не в статусе, а в том, что это еврейский раб, следовательно, и на него распространяются законы Торы. Обычный не еврей может чистить обувь в субботу. Более того, не еврей под страхом смерти не может соблюдать Шаббат. Даже если человек готовится принять гиюр и соблюдает со всеми законы Торы, то в шаббат разочек, так, чтоб никто не видел, ДОЛЖЕН нарушить шабатние запреты, чтоб, не дай Б-г, не соблюсти шабат в полном объеме.

Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
ElimelechДата: Суббота, 19.02.2011, 20:15 | Сообщение # 3
Группа: Друзья
Сообщений: 61
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
ну а зачем тогда заставлять нееврея работать в субботу? Лучше еврею подробней рассказать про этот день и что он значит для еврея. А работать чужими руками в субботу я думаю грех.

Все, что не делает Б-г -к лучшему! Аудио-лекции по Торе в mp3.

Сообщение отредактировал Elimelech - Суббота, 19.02.2011, 20:16
YaelДата: Суббота, 19.02.2011, 21:23 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
А кто заставляет работать не еврея в субботу? Еврей в субботу не может попросить не еврея что-то сделать, например включить свет. Это строго запрещено! О заставлянии вообще не идет речь.
Elimelech, у Вас такая каша в голове. Может лучше сначала изучить матчасть, а потом вопросы задавать? Дело в том, что для того, чтобы задавать вопросы надо хоть в начальном объеме владеть информацией, а иначе это стрельба из пушки по воробьям.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
ElimelechДата: Суббота, 19.02.2011, 21:33 | Сообщение # 5
Группа: Друзья
Сообщений: 61
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
у меня не каша в голове. А просто, это попахивает работа чужими руками, когда еврей заставляет нееврея почистить ему обувь ибо еврею не разрешено работать в субботу. Это нееврею не нужно, а еврею нужно, но он не может и даёт работу нееврею. Тут получаеться, что еврей хочет быть таким святым, но засчет работы нееврея
___
Если на обуви налеплены куски засохшей грязи или глина, запрещено их счищать, если при этом они крошатся, т.к. это является запретом тойхен (молоть) (ШО 302:7). В случае, если человек стесняется ходить так, разрешено попросить нееврея, чтобы он очистил обувь от засохшей грязи (МБ 302:36) источник: http://toldot.ru/urava/ask/urava_6446.html?template=83

Добавлено (19.02.2011, 21:33)
---------------------------------------------

Quote (Yael)
А кто заставляет работать не еврея в субботу? Еврей в субботу не может попросить не еврея что-то сделать, например включить свет. Это строго запрещено! О заставлянии вообще не идет речь.
Грубо выражаясь, простите меня, но Вы Yael говорите неправду и кажиться у ВАс каша полнейшая! От моей жены, которая работала у равина дома просили включить свет в шабат. А также от друга (нееврея) просили в синагоге включить свет и это факт!


Все, что не делает Б-г -к лучшему! Аудио-лекции по Торе в mp3.

Сообщение отредактировал Elimelech - Суббота, 19.02.2011, 21:34
YaelДата: Суббота, 19.02.2011, 22:18 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Quote (Elimelech)
Грубо выражаясь, простите меня, но Вы Yael говорите неправду и кажиться у ВАс каша полнейшая! От моей жены, которая работала у равина дома просили включить свет в шабат. А также от друга (нееврея) просили в синагоге включить свет и это факт!

То, что их просили это сделать, еще не отменяет запрет на такие просьбы. Только и всего. По алахе просить не еврея сделать в шабат то, что запрещено евреям, нельзя.

И самое главное -не еврею не запрещено работать в субботу, это чисто еврейские заморочки! Так что я вообще не вижу здесь проблемы. Например, солдату запрещено покидать часть, а гражданскому можно. Что плохого в том, что солдат попросит гражданского сходить куда-то? Гражданскому за это ничего не будет, он ничего не нарушает, в чем проблема?
Хотя то что знаю я, это нельзя просить не еврея что-то сделать, если он сам не догадался.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
ElimelechДата: Суббота, 19.02.2011, 23:17 | Сообщение # 7
Группа: Друзья
Сообщений: 61
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
так то оно так, но факт на лицо, как вы признались у евреев есть заморочки biggrin

Все, что не делает Б-г -к лучшему! Аудио-лекции по Торе в mp3.
YaelДата: Воскресенье, 20.02.2011, 12:08 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Quote (Elimelech)
так то оно так, но факт на лицо, как вы признались у евреев есть заморочки biggrin

Что значит, признались? Никто и не скрывал. Уже 3000лет заморачиваемся. Но ничо. скоро придет Машиах и заморачиваться начнут все biggrin , не только евреи!

И я не совсем поняла, какой факт и на чье лицо?


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
ElimelechДата: Воскресенье, 20.02.2011, 14:19 | Сообщение # 9
Группа: Друзья
Сообщений: 61
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
да скорей бы уже все евреи и неевреи встретили Машиаха и нам бы не пришлось заморачиваться в этих вопросах. Спасбо за дискусию! smile

Все, что не делает Б-г -к лучшему! Аудио-лекции по Торе в mp3.
YaelДата: Воскресенье, 20.02.2011, 15:57 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Не за что! Обращайтесь, если что. biggrin

Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
ElimelechДата: Суббота, 16.04.2011, 11:16 | Сообщение # 11
Группа: Друзья
Сообщений: 61
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Отвечает Рав Моше Гекрайтер

Суббота — это знак союза между Творцом и еврейским народом. Заповедь её соблюдения не возложена на другие народы. Однако во многих случаях, когда нееврей делает работу для еврея в субботу, еврей может нарушить следующие запреты:

запрет просить нееврея совершить работу;
запрет пользоваться результатом такой работы

В некоторых случаях следует остановить нееврея, чтобы он не сделал работу для еврея в субботу.

Ниже приводятся основные разрешения и запреты.

Еврею запрещено даже в будний день просить нееврея сделать для него работу в субботу. Если нееврей работает в доме еврея за почасовую плату, ему нельзя в субботу делать для еврея ничего, даже если еврей его не просит что-то сделать.

Разрешено в будний день попросить нееврея выполнить работу, даже если он будет делать её в субботу, в следующих случаях:

Если есть договорённость об оплате всей работы целиком, независимо от времени её выполнения.

Если работу можно закончить до субботы.

Ашкеназам можно передать работу нееврею во все будние дни, кроме пятницы, даже если нееврей не завершит работу до субботы. Сефардам это не разрешено.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

i. Нельзя просить нееврея сделать работу в субботу, а также нельзя говорить: «Мне нужно, чтобы это было сделано до исхода субботы» (если понятно, что нет времени закончить работу до субботы).

ii. Нельзя, чтобы нееврей делал работу в доме еврея, и его даже следует остановить, чтобы не делал эту работу.

iii. Работу можно делать только в таком месте, где этого не увидят — чтобы не знали, что это делается для еврея.

Ниже приводятся случаи, когда запрещено/разрешено пользоваться результатами работы, совершённой в шабат.

Общее правило: результатами работы нееврея, которую он сделал для еврея, даже без его просьбы, запрещено пользоваться всем до исхода субботы. После исхода субботы также разрешено пользоваться не сразу, а когда пройдёт время, необходимое для совершения этой работы. Например, если нееврей сорвал для еврея плоды с дерева и для совершения этой работы требуется полчаса, то плоды можно есть через полчаса после исхода субботы.

Даже если нееврей сделал работу для себя, но существует опасение, что он сделал больше, чем нужно ему самому, чтобы «хватило» и еврею, результатами работы запрещено пользоваться до исхода субботы, но добавлять к этому время на совершение работы не нужно. Но если точно известно, что нееврей сделал лишнюю работу для еврея, то результатами этой работы нельзя пользоваться до исхода субботы плюс время, затраченное на совершение работы. Например, если нееврей вскипятил воду для себя, еврею нельзя пользоваться этой водой из опасения: нееврей вскипятил больше, чем надо ему самому, чтобы хватило еврею.

Если нет опасения, что нееврей, делая работу для себя, делает больше, чем ему надо, чтобы хватило и еврею, результатами его работы можно пользоваться. Например, если нееврей зажёг для себя свечу в шабат, её светом можно пользоваться, поскольку она одинаково светит и одному, и многим.

Если техническая возможность сделать «лишнюю» работу для еврея существует, как в случае с нагреванием воды, но нееврей не знаком с евреем, пользующимся результатами этой работы, то опасения, что нееврей сделал работу для еврея (вскипятил больше воды), не существует. Поэтому результатами работы (кипятком) можно пользоваться.

Если нееврей сделал работу для еврея, но была возможность обойтись, пусть даже с трудом, без результатов этой работы, ими можно пользоваться. Например, если нееврей зажёг свечу для еврея в помещении, где было слабое освещение, можно пользоваться «добавочным» светом, пока первый источник света продолжает действовать. Если Вы внимательно читали, то поняли: если нееврей зажёг свечу для еврея там, где было совершенно темно, её светом пользоваться запрещено. Ещё пример: если подниматься/спускаться по лестнице можно без освещения вообще, то можно подниматься/спускаться, если нееврей зажёг свет на лестничной клетке.

В некоторых ситуациях результат работы не расценивается как прямой, непосредственный её результат. Например, если нееврей потушил свет, чтобы еврей мог заснуть, в этом помещении можно спать, потому что нееврей устранил то, что мешало еврею — это не расценивается как прямой результат совершённой работы. Эти случаи — особые, поэтому рекомендуется в похожих ситуациях спрашивать раввина.

Если нееврей делает работу в доме еврея, пользуясь инструментами еврея, его нужно остановить. И даже если он совершает работу, пользуясь своими инструментами, но при этом выполняет то, о чём еврей попросил его в будний день, его также следует остановить — даже если договорились об оплате всей работы. Например, заказали ему сшить одежду и договорились об оплате. Всё равно его останавливают, чтобы люди не сказали: он работает в субботу по просьбе еврея.

Нужно ли останавливать нееврея, когда он совершает для еврея работу, результатом которой можно пользоваться? Мнения галахистов разделились. Например, как следует поступать в ситуации, когда в помещении было слабое освещение и нееврей зажёг дополнительную свечу?

Согласно одному мнению, можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой можно пользоваться в субботу, например, добавил свечу или выключил свет, который мешает спать. Намекать на то, что нееврей «обязан» это делать, нельзя. Например, нельзя говорить: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». Из этого можно понять, что от него требуют выключать свет. Намекать на «обязанность» нельзя также движением руки или головы. Разрешено намекнуть, например, так: «Тяжело заснуть, когда горит свет!» или «Тяжело читать при слабом освещении!».

Сегодня есть авторитетные раввины, которые полагают, что нееврея и в этом случае следует остановить. В соответствии с этим мнением будет запрещено даже намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой разрешено пользоваться в субботу.

В субботу можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу после субботы, даже в «обязующей» форме. И в будний день можно намекнуть в «обязующей» форме, чтобы сделал работу в субботу: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». В данном случае это разрешено.

Некоторые раввины полагают, что само приглашение нееврея в дом, чтобы он там что-то сделал, является намёком в «обязующей» форме. «Правильный» намёк звучит, например, так: «Я не могу спать в комнате». Согласно этому мнению, намёки, приведённые выше, разрешены, когда нееврей уже находится в доме.

Случаи, в которых можно попросить нееврея в субботу сделать что-то для еврея:

1. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, для нужд человека, который болен не тяжело, для предотвращения большого материального ущерба или для того, чтобы выполнить заповедь.

Человек, который болен не тяжело — у которого болит или поранена часть тела, но никакой опасности для этой части тела не существует. Несмотря на боль, он продолжает обычные занятия, т.е. не ослабел в целом и не слёг в постель. Например, у него лёгкий ушиб, царапины от падения, тяжёлый насморк, не приводящий к ослаблению всего тела. В этом случае можно попросить нееврея закапать капли или наложить повязку на рану.

Если человек болен более серьёзно, но заболевание не представляет опасности для жизни, можно попросить нееврея сделать даже вещи, которые запрещены евреям Торой. Таковы случаи, когда человек слёг в постель из-за болезни; когда испытывает сильные боли, которые ослабляют всё тело, даже если не слёг в постель, например, мигрень; когда у него не очень высокая температура, при которой обычно остаются дома; когда он может слечь, если не примет лекарства, например, при астме, воспалении суставов; когда абсолютно ясно, что развитие заболевания не представляет опасности для жизни, но может привести к потере органа. Можно попросить нееврея сделать вещи, запрещённые евреям Торой, для нужд больных с неострыми видами воспалений глаз; для нужд роженицы в период от недели до месяца после родов; для нужд ребёнка и т.д.

Пример ситуации, когда можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, ради выполнения заповеди. Можно попросить перенести в субботу еду для субботней трапезы из одного дома в другой через улицу, которая не достигает в ширину 8 метров — поскольку это делается ради выполнения заповеди субботней трапезы, а переносить вещи в таком месте запрещено мудрецами, а не Торой.

2. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами (а не Торой) в том случае, если у еврея есть какая-то, пусть даже ограниченная, возможность сделать это самому. Например, можно попросить нееврея забрать инструмент, который обычно используют при работе, запрещённой в субботу (например, молоток), с места, где его могут украсть, потому что еврей сам может в определённых ситуациях переносить его — например, чтобы колоть орехи или использовать место, где он лежал.

3. Можно попросить нееврея сделать действие, в результате которого будет совершена запрещённая работа — потому что во время этого действия не было намерения совершить работу. Это разрешено даже в том случае, когда в результате такого действия работа обязательно будет совершена. Например, можно попросить нееврея положить еду в холодильник, хотя при открывании холодильника обязательно зажжётся лампочка. Лампочка неизбежно загорится, но еврей, прося положить продукты в холодильник, не намеревался добиться этого результата. Ещё пример. Можно попросить нееврея подмести пол, даже земляной, хотя в результате будут сглажены неровности земляного пола. Действие — подметание, результат — «разравнивание» пола. Еврей был заинтересован не в этом результате, а в том, чтобы пол был чистый.

Всё приведённое выше — только краткое общее описание основных законов. Но и этого достаточно, чтобы понять, как серьёзно нужно обдумывать каждый поступок и каждое слово. И, что особенно важно в вопросах, касающихся этой темы, — всегда лучше посоветоваться с раввином.


Все, что не делает Б-г -к лучшему! Аудио-лекции по Торе в mp3.
YaelДата: Суббота, 16.04.2011, 21:10 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Слишком много букофф.

То что знаю я - если в доме еврея кто-то серьезно заболел, то в шабат звонит и вызывает врача не сосед, не ре ребенок, а именно глава семьи. Тем самым показывая, что жизнь и здоровье важнее шабата.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
МеламориДата: Суббота, 16.04.2011, 23:06 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Награды: 20
Репутация: 10
Статус: Offline
Elimelech, Отличный комментарий. biggrin
Форум » Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра? » Сюжеты из ТАНАХА » Можно ли чистить обувь в субботу нееврею?
Страница 1 из 11
Поиск: