Воскресенье, 04.12.2016, 01:54
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Видеоуроки рава М.М.Гитика » Красота еврейского мидраша » Красота еврейского мидраша (лекция рава М.М. Гитика)
Красота еврейского мидраша
МеламориДата: Воскресенье, 24.07.2011, 14:36 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1147
Награды: 20
Репутация: 10
Статус: Offline
Для пользователей мобильных устройств для просмотра перейти на YouTube по этой ссылке

YaelДата: Воскресенье, 24.07.2011, 14:45 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 5208
Награды: 32
Репутация: 13
Статус: Offline
Неотредактированная распечатка лекции рава М.М.Гитика "Красота еврейского мидраша"


Я назвал эту тему «Красота еврейского мидраша» и предвкушаю, надеюсь, то удовольствие, которое вы получите от, как минимум 4 мидрашей. Из которых первый будет говорить о благодарности. Мидраш известен всем и каждому. Как известно, наш Авраам разбил эшель возле Беершевы. И есть два мнения. Мы идем, в данном случае, за одним из них. Эшель, это охель, тия и лина. Т.е. три самых необходимых человеку вещи – еда, питье и ночлег. Те, кто воспользовался удивительным гостеприимством Авраама. Были в конце, покидая этот дом, ошарашены требованием Авраама – поблагодарить Вс-вышнего. Их попытки слабо отбиться, типа, Абраша, уважаемый, мы знаем тебя и благодарны тебе. Ты оказывал гостеприимство, а не никому неизвестный Вс-вышний, которого и обозначить никак нельзя. Простите, его за что благодарить? И тогда Авраам поступал очень странно. Он доставал вот такой счет. А, если меня, то, пожалуйста, за это столько, за это столько. Мало никому не казалось, и все с радостью благодарили Вс-вышнего. Осталось только ответить на вопрос – а в чем смысл такой благодарности? С тем же успехом можно поставить пулемет и заставить благодарить, и не только благодарить, и не только Вс-вышнего. Это мидраш. И как всегда, мудрецы, решая проблему изменения языка, говорят языком мидраша. И этот язык мидраша требует объяснения. Мы пока ограничимся только вопросами.

Итак, чего стоит подобная благодарность? О чем, следовательно, мидраш? Ну, не о том, что благодарность, даже из-под пистолета, тоже благодарность. Понятно, что это не так. Следовательно, мидраш имеет некий смысл, конечно же, не очевидный и не прямой. А мы уже вспоминаем еще один мидраш и тоже о благодарности. Этот мидраш вызывает не меньшее удивление. Говорит он, что слова нашей мамы Леи, которые она произносит, когда рождается четвертый сын Егуда, от корня легодот, благодарить. И что говорит наша мама Лея, а Вс-вышний включает это в Тору, а значит, это слова, исполненные вечного смысла. Хафа ган, на этот раз, ове, возблагодарю Вс-вышнего. Вопросов здесь большой воз и маленькая тележка. Что значит, мама Лея, говорит мидраш, была первой, кто возблагодарил Вс-вышнего? Уж никак первой она не была. Первым был Первый человек. Это известно всем. Кто не помнит, мизмор шир ве ёма шабат, тот леадот Ашем. Как хорошо благодарить Вс-вышнего. Но мало того, я не понял, а когда родился Реувен? А Шимон? А Леви? Что, мама Лея не отблагодарила? И только за четвертого сына, вот на этот раз. А до этого раза? Вопросы ясны.

Попробуем атаковать идею благодарности, вспомнив тему «Признание и признательность». Напоминаю, что, оказывается идея благодарности, состоит из двух частей. И так же из двух частей будет состоять наш сегодняшний урок. Не совсем так, как это объясняет рав Мойша …. Он говорит, что у нас в иврите слово легодот имеет два значения. Признаваться и быть признательным. Легодот бе, это признаваться. Легодот аль – быть признательным. И наш урок я делю на две части, исходя из теории и практики. И, конечно же, теория и практика соответствует пониманию наличия недостатка. И, как следствие заполнения этого недостатка, благодарность. И потому две части.

С чего мы начнем? Мы начнем с удивительной алахи. О том, сколько лет должны заботиться еврейские родители о своем ненаглядном отпрыске. Обычный еврейский ответ – плод считается полностью созревшим в день вручения ему диплома медфака или юрфака, в данном случае не принимается. Мы говорим о законе. А закон говорит – 6 лет. Как это 6 лет? А на 7 год, что делают с ребенком? Ответ – конечно же, алаха имеет в виду, что первые 6 лет ребенок не способен, не способен понять и оценить. И я хотел бы сейчас сделать небольшой набег в психологическую науку и поговорить о первом переходном возрасте. Притом, что я знаю, что есть психологические школы, которые говорят о еще более ранних возрастах. Но я сейчас говорю про возраст от 2 до 3 лет. Первый переходный возраст ребенка. И сразу объясним. Представьте себе всю трагедию этого юного существа, который в районе 2 или ближе к 3 годам, обнаруживает совершенно страшную вещь, что те бесконечно услужливые и предупредительные, ответственные за все, так называемые, он и она, которые наперегонки бежали выполнить любой его каприз, обнаруживаются не просто, как ленивые и нерасторопные, нерадивые неслухи, тупые, и я не хочу продолжать этот длинный ряд, которые приводят ребенка в истерики, в которых он бьется, совершенно не понимая, что изменилось в этом мире. В мире, где стоило ему пискнуть шестимесячным, сразу переведу на русский язык. Что означает крик шестимесячного ребенка? Он означает – мама, если ты меня не покормишь, я умру. И вариантов с нашей взрослой точки зрения, было достаточно мало. Только два. Из которых приемлем только один. Но когда ребенок между двумя и тремя годами. Позволяет себе ночью крикнуть – папа, мама, пить хочу. То эти, абсолютно обнаглевшие служивые люди, к нему приставленные, вместо того, чтобы мчаться наперегонки, достаточно недружелюбно отвечают ему – встань, возьми свою бутылку, не буди родителей по ночам. Трагедия. Это понятно? Потому ребенок бьется в истерике. Он способен пытаться в этом возрасте достать ногой папу или маму, чтоб показать им всю их совершенно никак не оправданную нерадивость.

Следующий шаг. Что имеет в виду алаха, говоря, что только 6 лет обязаны родители? Ответ для нас изумительно важен. Конечно же, 6000 лет. И, конечно же, дети, это мы с вами. Понимаете, в следующем мире, и это очередная цена билетика в следующий мир. В школу в 7 лет, в 7000 лет, пойдут только те, кто поймет удивительную вещь. Оказывается, родители вообще ничего не обязаны ребенку. Просто первые 6 лет он это понять не способен. А вот, извините, в следующий мир, в школу пойдут только те, кто эту удивительную вещь обнаружат, что родители дают не потому, что обязаны, а потому что любят. А это принципиальная разница. Понимаете, к 7 годам ребенок уже должен, обязан это понять. И не то, чтобы, не дай Б-г, мы перестаем давать ребенку, которому исполнилось 7 лет. Но мы начинаем ожидать и иногда даже получать понимание, хоть и минимальное, того, что все, что ему дают, дают из любви, а вовсе не по обязанности. И вот этот переломный возраст, который есть, те кто помнит лекцию «Сценарий жизни», в жизни каждого человека. Я обычно называю это сорокалетним рубежом, но он может быть и в 50 и в 35 лет. Тот самый возраст, когда оказывается, что нет ничего естественного в жизни. Или переводя на язык нашего урока. Вс-вышний нам ничего не обязан. А то, что воздух поступает в легкие бесперебойно, это слава Б-гу. Вы слышите? Слава Б-гу. Это не его обязанность доставлять мне воду, еду и даже воздух, самое необходимое. И мы сейчас, впервые оценив благодарность, как цену во вход в следующий мир. Понимаете, неблагодарным в следующем мире делать нечего. Потому что, как мы помним, работа следующего мира, женская работа, чувством ответить на чувство. Любовью ответить на любовь. И эта работа следующего мира не доступна всем тем, кто в этом мире не понял тривиальную истину. Нет, когда я говорю – не понял, я прекрасно понимаю, головой, как мне кажется. И уже не первый год это понимаю головой. Но, господа, до сердца или того железобетонного сооружения, которое находится у меня, сравните с собственным ДОТом.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Воскресенье, 24.07.2011, 14:50 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 5208
Награды: 32
Репутация: 13
Статус: Offline
Итак, оказывается, благодарность, это главная работа и забота человека в этом мире. И я спешу это доказать следующим фактом. Как нас только, господа евреи, не называли. Ну, евреи, это понятно, это от Авраама, это святое. Что было с тех пор? С тех пор нас называли и дети Израиля, и дом Яакова, дом Йосефа, нас называли «сын мой, первенец мой, Израиль». Как нас не называли? Нас не называли иудеи. Вот иудеями нас вообще не называли. Кто не верит, откройте Пятикнижие, откройте пророков, откройте писания. Впервые нас называют иудеями в духовном завещании наших пророков и мудрецов. И когда я говорю о духовном завещании, я, конечно, говорю про Мегилат Эстер. Мегилат Эстер, последние пророки, мудрецы великого собрания, отправляют нам Мегила.

Напоминаю знаменитое израильское слово глуя. Что такое глуя? Открытка. Обратите внимание, по-русски тот же корень, что на иврите у слова глуя. Именно открытое послание. Мегила послание не совсем открытое, свернутое. Потому по-русски переводят свиток, сворачивание. Конечная идея та же самая, открыть нам, передать нам, но в свернутом виде. Так почему я называю это духовным завещанием? Исходя из правила, которое нам хорошо известно – всякое выключение света Вс-вышним, имеется в виду интенсивность б-жественного света, что ему предшествует? Ему предшествует уменьшение света. Помните, вслед за дневным временем суток наступает не ночь, а сумерки. И мы учили это с вами в курсе «Три кита на которых стоит мир». Таким образом, последние пророки, Ицхария и Малахи, знавшие о том, что они последние, просто тычут нас, кто помнит комментарий, вспомните дополнительную букву юд в слове егуди. Напоминаю, там появляется дополнительная буква юд, совершенно не нужная с точки зрения ивритской грамматики. Егуди пишется с одним юдом, а там появляется два юда, намек на полноту, намек на сверхполноту. Так вот, Мордехай бен шим и бен рии бен киш, Киш – отец царя Саула. Мордехай из Беньямина. И вдруг, что звучит? Ордехай егудит. Фарвуз егудит, он не из Егуды, он беньяминянин. И пошло егудим, егудим, егудим. Иудеи, иудеи, иудеи.
Откуда наше знаменитое Живи Израиль Долго, ЖИД? Почему иудеи? То что мы сказали, находит свое подтверждение. Понимаете, что хотят сказать нам последние пророки, последние мудрецы? Господа, лафа заканчивается. Вот это открытое, очевидное присутствие Вс-вышнего в нашей жизни, завершается. Наступает то, ради чего создан мир. Я напоминаю для чего создан мир. Слова иней тов ме од, завершающие творение, и вот хорошо очень. Хорошо очень, пишут мудрецы, отравляя всем нам, удовольствие от завершенности и совершенства творения ляшо ецер ара маляха маве, т.е. злое начало, ангел смерти. И мы объясняли, что вся идея творения, это появление венца творения – Рабиновича, можно Иванова, не принципиально, который прямо заявляет – Б-га нет. И вот эта высшая точка творения, максимальное сокращение интенсивности б-жественного света, как раз и предвидят мудрецы великого собрания и последние пророки, среди них заседавшие, Малахи, Захария и т.д. Что они предвидят? Что благодарность Первого человека за шабат, благодарность естественная любой нормальной, разумной мамы, не считая Папы, за новорожденного ребенка. И не только наша мама Лея, для этого нам не нужна мама Лея. Любой нормальный человек, видя своего новорожденного ребенка, и даже чужого новорожденного ребенка, несомненно, понимает величие чуда, им наблюдаемое. И, естественно, благодарит Вс-вышнего. Я, конечно же, акцентируюсь на слове «естественно». Естественная благодарность, это когда нельзя не благодарить.

Хочу напомнить комментарий. Моав и амон, которые не пустили 600000 окрыленных победой над Сихоном Эморейским и Огом Башанским. 600000 озверелых евреев. И что предъявляется? Оказывается, естественный уровень добра не считается. Но мало того, считается с нами Вс-вышний там, где мы свой естественный талант, данный нам от Б-га, не дай Б-г, экономим. Что и сделали Амон и Моав, получившие от Лота талант гостеприимства. И потому совершенное ими насилие над своим желанием оказать гостеприимство и вменяется им в вину. А мы о чем? О том, что было естественно, следовательно, не важно. Благодарить Вс-вышнего было естественно. Один из наших следующих уроков будет на тему – всякий, кто верит в то. Что Б-га нет, он просто дурак, говорит Талмуд. И в том мире, в мире максимального раскрытия Вс-вышнего, Первый Храм, это не шутки. Было совершенно естественно благодарить Вс-вышнего. Но я подчеркну. Даже в тех, особо сокрытых местах, где, казалось бы, было тяжело увидеть, так не было проблем, был пророк, который приходил и пальцем мог показать. Помните, это мудрецы мудрствуют, а пророки могли показывать пальцем. И потому я их называю частными репетиторами.

Следующий шаг. Следовательно, духовное завещание грядущим поколениям, уходящим во тьму галута, во тьму, заслоняющую ясные представления о причинности, вот в этом духовном завещании появляется егуди, егуди, тот, кто будет благодарить. И я уже готов вместе с вами оценить удивительную красоту, сказанную мудрецами про нашу маму Лею. Мама Лея сказала – на этот раз возблагодарю Вс-вышнего. А мудрецы, комментируя, сказали, что она была первая. Она была совершенно первой, догадавшейся о чем? Речь идет о неестественной благодарности. Что значит, о не естественной благодарности? Той благодарности, которую нельзя увидеть. Понимаете, вы не можете увидеть Вс-вышнего, как первопричину. Но вы его можете, и тут звучат главные слова этого урока, вы его можете вычислить. Вот вычислить вы его можете. Понимаете, что совершила мама Лея? Мама Лея совершила совсем не арифметическое действие, она вычислила Вс-вышнего. Как и все наши мамы, Рахель, Бильга и Зильпа, она знала о том. Что ветвей будет ровно 12. Мам – 4. Следовательно, каждой маме еврейского народа полагается по 3 ветви.

Вопрос – почему вы говорите, что вычислила?
Мы сказали, что Вс-вышний открыт, ясен и совершенно очевиден. И нет никакой надобности его вычислять. Когда Первый человек видит Шабат, он восхищается вслух, чем я, кстати. И занимаюсь. Только у него причина для восхищения, это то, что он видит глазами, чувствуют его органы чувств, чувствует его душа. Причина моего восторга – красота. А вот красоту, что надо? Надо понимать. Я напоминаю о 10 наших сферот. Что источником тиферед, красоты, является категория бина, т.е. понимание. Не получив должного музыкального воспитания, я не могу оценить красоту музыки. Не получив должного воспитания в любой области, мы не сможем оценить гармоничность и правильность пропорций в том разделе бытия, в котором мы не получили должного воспитания. К чему мы подходим? Понимаете, в чем первенство нашей мамы Леи? Ее благодарность была удивительной. Не естественной. Это галутный вид благодарности. Если до этого благодарность была разменной монетой. Было просто видно. Вспомним еще одну алаху, это комментарий рава Йосефа Хайма Зонельфильда. Рав Йосеф Хайм спрашивает, почему корбан тода, т.е. благодарственное приближение объявляется Вс-вышним только в недельной главе Цав, которая, как известно, вторая глава из третьей книги. В то время, как все корбанот даны уже в Ваикре? Там призыв на действительную службу, там служба коенов, там излагаются все корбанот. И ответ прямо в нашу сторону. Знаете, что объясняет Йосеф Хайм? Он говорит – понимаете. Этот корбан, в отличие от всех остальных, корбанот сидур, ошам, хатат и прочие, этот корбан могли приносить только коены. А мы? А мы в трех исключительных случаях. Т.е. понимаете, если выходил еврей и говорил – ой, какая трава зеленая! Бежал в Храм и говорил – хочу поблагодарить Вс-вышнего за то, что трава зеленая. Что ему говорили? Вам нельзя. Небо голубое, хочу поблагодарить! Ответ – нельзя. Коен – в любую секунду. Мы – только в трех случаях. И я отсылаю вас в 3+1, потому что, очевидно, что речь идет о пространстве, времени и моем драгоценном Я. В случае, когда мы перебрались через страшную пустыню или не менее страшное море, когда встали со смертного одра и выйдя из тюрьмы. Т.е. ограничение в пространстве, ограничение во времени и ограничение в душе. Наш классический ошан, олям шана, нефеш, мир, год и душа. Только в трех случаях. Напоминаю, три раза празднование в году, это из недельной главы Мишпатим.

Почему, объясняет рав Йосеф Хайм? Он объясняет, что этот корбан имел отношение только к коену. К нам не совсем. Почему к коенам? Понятно. А к нам не совсем? Да потому что коены глазами видели. Помните разделение труда? Коены надувают щеки, а Вс-вышний толкает санки. Т.е. коены совершают свою службу, а Вс-вышний дарит ощущение, дарит результат. Это основная идея Храма. Сделайте выделенность для меня и буду обитать среди тут. Перевод по-одесски, самый выразительный из диалектов русского языка. Таким образом. Наши поклоны, отсюда запрет кланяться во время молитвы, а лишь только в двух местах. В первом и предпоследнем благословении может еврей кланяться. А вот коен Гадоль и царь, почему? А наши поклоны дорого не стоят, мы кланяемся собственным желаниям. А рабски произнесенное Шма Исраэль тоже дорого не стоит. Имеющий над собой хозяина, не имеет над собой Хозяина. И пока мы в плену у собственного эго….

Следующий шаг. Коены видят, коены на службе видят. Даже во Втором Храме, там, где уже никто не видит. Но мы обязаны вычислять. И мы уже почти подступились ко второй части. Помните мидраш, с которого мы начинали? Оказывается, благодарность бывает естественная, а бывает галутная. Там, где она естественная, она стоит, но не очень дорого. А вот там, где Вс-вышнего не видно, быть ему благодарным, это дорогого стоит, это билетик в следующий мир.

Вопрос – неразборчиво.
Ответ – в нашем поколении естественной благодарности, кроме, как у праведников ни у кого нет. Т.е. если бы я научился благодарить за воздух, не получив астму, про астму сейчас будет. Кто благодарит за воду? Страждущие от жажды. Кто благодарит за воздух? Только астматики. Только избавившись от узости в пространстве, во времени или в душе, вот тогда мы способны благодарить. Так что ж теперь делать? Вычислять. И я уже готов вернуться к Аврааму и объяснить то, что сказано в этом мидраше. Понимаете, когда человек напрочь отказывался видеть Б-га, то ему предъявляли счет и он вычислял. Об этом идет речь. Уже во времена Авраама были люди, ну. Выродки, из ряда вон выходящие, которые в упор видеть Вс-вышнего не хотели. Не хотели и не видели. Их надо было вычислять. Для них надо было Вс-вышнего вычислять, что и делал Авраам. Тем, кто не хотел видеть, им предъявлялся счет, не в смысле денег, а в смысле, что он прослеживал эту причинно-следственную цепочку и показывал насколько, насколько все. И человек платил. Не был готов увидеть, так он платил, он вычислял Вс-вышнего. Вот о чем мидраш. Наша мама Лея была первая, кто вычислила Вс-вышнего. И какой у нас еще был мидраш?

Вопрос – это работа Леи вычислять?
Лея, как известно, ассоциируется у нас, и совершенно справедливо, с геулой. Но если вы помните, Лея была дана вперед Рахели. И именно Лея первая, кто благодарит галутно. Понимаете, тут зародыш. И Авраам использует эту идею галутной благодарности. Что такое галутная благодарность? Это когда совершенно не очевидно, что вообще кого-то надо благодарить. Случайность, почему за это надо благодарить? Вот наша вторая часть будет об этом. Но прежде резюмируем первую часть. Вопрос, который мы задали и обратите внимание на красоту мидраша. Понимаете, оказывается, благодарность состоит из двух частей. Из понимания, рацио и чувства, благодарность. Если я не понимаю, за что благодарить, то откуда же у меня будет чувство? Если нет объекта, к чему вы собираетесь относиться? И потому это и была главная проблема галута. И мы самые главные люди галута, потому что мы уже вообще ничего не видим. У нас уже такое затемнение.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Воскресенье, 24.07.2011, 14:52 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 5208
Награды: 32
Репутация: 13
Статус: Offline
Вопрос – почему вычисление пришло на четвертый раз?
Потому что увидев Реувена, она радовалась так же, как и мы радуемся, когда видим любого новорожденного ребенка. Но когда у нее рождается четвертая ветвь, рождает она не детей. И когда она видит четвертую ветвь, то это уже особое решение Вс-вышнего. Совершенно не предусмотренное, не предвиденное. И пророчество, самый главный момент. Вы помните. С чем ассоциируется не галутная благодарность? С пророчеством. Пророки, это те, кто видит. А когда вы видите и не благодарите, то вы тварь неблагодарная. Когда видно, кто же тогда не благодарит? И потому, мама Лея галутно благодарит, поделив 12 на 4. И понимая, пророчески видя, что ей полагается 3 ветви. И когда рождается четвертая, то это неарифметическое действие, 12 : 4 и дает благодарность. Ту удивительную, новую благодарность, которая будет основной валютой галутного периода и ценой за билетик в следующий мир.

Вопрос - а почему тогда Сара, понимая, что она никак не могла, и получив ребенка, они же видели?
Почему наша мама Сара не благодарит, получив совершенно чудесным образом ребенка в 90 лет? Наверно потому, что Вс-вышний за год говорит, что она получит ребенка. А ранее, за 25 лет до того, говорит то же самое. А за год говорит, что пришло время. У нее шанса не было на такую благодарность. И потому мама Лея первая. А что вы ожидаете, что мама Сара не будет благодарить Вс-вышнего? Поймите, в чем прелесть уровня праведника? Он способен благодарить и за плохое, а не только за хорошее. Но, следовательно, мы с вами, которые должны отдельно котлеты, отдельно мухи, он нас требуется научиться благодарить за хорошее. А чтобы благодарить за хорошее, надо его вычислить. Увидеть мы не можем. А там, где мы видим, там естественная благодарность. Ну, кто не благодарит, взяв на руки собственного новорожденного? Все благодарят. Такая благодарность нужна, но дорого не стоит.

Следующий шаг. Мы переходим ко второму вопросу и вы увидите, что все ваши вопросы можно было сэкономить, потому что я хочу вспомнить про астму, а точнее, про то, что Шабат важнее праздников. Почему шабат важнее праздников? Чаще. Ну и что, что чаще? Наоборот, редкость встреч делает их…. Нет, что ценнее, воздух или вода? Понимаете, то, что необходимее, то и ценнее. Без воздуха и без еды – несравнимые величины. Следовательно, я хочу сказать интересную вещь. А что важнее? Обыденность или шабат? И вывод, к которому я хочу прийти, очень интересный. Если бортовые системы организма функционируют нормально? Поймите, мы с вами хорошие евреи. Это значит, что мы благодарим Вс-вышнего ровно в два раза чаще, чем обыкновенные люди.

Обыкновенные люди вспоминают о Вс-вышнем когда? Когда плохо. Перед смертью не бывает атеистов. А мы с вами хорошие евреи. Следовательно, и когда нам плохо и когда нам хорошо. А когда нормально? Помни правую руку свою! Чего ее помнить? Слава Б-гу, поднимается, опускается, чего ее помнить? Оказывается, жизнь состоит из будней, а не из праздников. И есть две крайности – болезни с одной стороны, и наоборот, замужество дочери с другой стороны. Я намекаю на красивый мидраш. И сказали мудрецы, тяжела Вс-вышнего паруса, заработок человеческий, так же, как разрыв вод последнего моря. И здесь всего два вопроса, простите, какая связь между заработком и величайшим чудом разрыва вод моря? А еще более интересно – простите, а что может быть тяжело Вс-вышнему? И мы начинаем с удивительного заявления наших мудрецов. Это Талмуд. И сказал Вс-вышний, выделяйте маасер и проверяйте меня через эту десятину денежную. Речь идет о денежной десятине. Напоминая, что на нашем языке слово десять означает богатство. Не духовное, материальное богатство. Духовное с алеф счастье называется. А с айн, айн сив, реш эсед, означает богатство. И как мы с вами учили, богатство, это не количество денег, богатство, это ощущение того, что у вас в материальном смысле есть все в чем вы нуждаетесь. Полнота, и потому буква юд во главе четырехбуквенном имени Вс-вышнего. И потому, будущее время, глагольная форма с юдом, это уже будущее время. И потому Егуда, юд, тот, кто будет благодарным, только тот окажется в следующем мире, тот, кто окажется способным на благодарность. Благодарность, простите, за что? За рождение ребенка, за свадьбу дочери, за чудесное исцеление или за выход из тюрьмы. И ответ – конечно же, благодарность за будни. И ощутить сиротство, как блаженство. Дело в том. Что жизнь состоит из будней, потому что когда нам больно и когда нам очень хорошо, это крайности. А обычно нам как? Полет проходит нормально, бортовые системы организма функционируют. И потому не нужно помнить левую руку свою. А ведь это же чудо, способность ее поднять. Объясните мне, пожалуйста, как моя идея о подъеме левой руки трансформируется в некую нейронную сеть, которая передает сигнал и т.д. Причем. Совершенно непонятен этот переход между идеей и нейрончиками в мозгу.

Следующий шаг. Связь между чудом разрыва вод последнего моря и заработком человека, это, конечно же, то, на что намекают мудрецы. Вычисляйте. Снова звучит это слово. Поставьте себя на место Вс-вышнего. Что ему бедному делать? Как о себе напомнить? Болезни? Оно вам надо? И чудеса каждый день он тоже не может устраивать. Сколько у меня, в конце концов, дочерей, чтоб каждый день выдавать их замуж? Раз в неделю, каждый день нельзя по алахе. Но раз в неделю можно. Так сколько же это надо иметь дочерей? Войдите в его положение. Это уже намек на слово тяжело, но еще не ответ. Есть две крайности, они исключают. Не совсем, но слава Б-гу, болезни и радости, это край. Как обычности напомнить о себе? Понимаете проблему Вс-вышнего? И я уже даю ответ на вопрос, какая связь между парнусой и заработком и тем самым чудом.

Помните, стояли евреи. С одной стороны море, а с другой стороны фараон. И вопрос – куда податься бедному еврею? Называется еще стесненные обстоятельства. Как желали у нас в Черновцах? Дай Б-г здоровья, а все остальное мы себе купим. Какие еще варианты есть еще у Вс-вышнего? Если не здоровье и не радость естественная, то что осталось бедному Вс-вышнему? Понимаете, почему нужно вести тетрадку, где мы записываем приход, расход? Как сказал один хасид раби Шнеера Залмана, ему удалось провернуть очень крупную сделку, продажа, перепродажа, лес. И в самом конце, в качестве окончательного сальдо он написал айн о биль вадо, нет никого кроме него. И это видно, когда вы считаете. Понимаете, с каждым новым ребенком, я помню, когда родился Яаков, наше благосостояние достигло небывалого до ого уровня. И я подумал, ну, дальше что? Я работаю 100%, 150%, 200%, смотря кого спрашивают, меня мою маму или жену. Но даже моя жена соглашалась, что на 100% . Я работал на трех работах. Следовательно, повышения здесь неоткуда было ожидать. Моя жена тоже ходила, сколько могла с тремя маленькими детьми на работу. Что было дальше? Очень просто, когда рождается четвертый ребенок, наша Лея родилась, то мою жену немедленно увольняют и немедленно берут на работу ближе к дому, настолько близко, просто на выходе из Гарнофа. И я помню, она зарабатывала столько, что мы за год вернули нашу ипотечную ссуду, 1995 год. Поймите. Не говоря о том, что она жила в двух минутах езды от дома, она работала каждый исход шабата. А исход шабата считается шабатом, с точки зрения денежной. Она получала и вечерние часы, 250%. Я о чем? Я о том, что Вс-вышний вычисляем. Я о том, что если аккуратно записывать доходы и расходы, то можно вспомнить, это уровень Виленского Гаона, но где-то около этого уровня мы с вами можем быть. Потому что когда Виленскому Гаону сказали, что служанка утопила ведро, то он сказал, что 9 копеек, цена этого ведра, как раз и была той суммой, по поводу которой он сомневался, и понял, что ошибся и надо было отдать ее в маасер. Так вот, 9 копеек мы с вами не сможем высчитать. Но Его…. Мы с вами сейчас говорим о потрясающей вещи, что вся наша жизнь в галуте, подчеркиваю, именно в галуте, сводится не к тому, что мы восторгаемся голубизной неба или зеленой травы. У нас настолько рациональное превалирует над ощущениями, я всегда рекомендую, если вы хотите оценить насколько мы с вами малочувствительны, у меня есть изумительный пример. Он мне обошелся в полтора часа времени, но я только благодарен за эту утрату. И я знаю, что со мной многие не согласятся, особенно люди старшего возраста, которые помнят этот фильм. Первые годы после его появления, единственный советский фильм, получивший пальмовую ветвь Канского кинофестиваля. 1957 год «Летят журавли». Как бы вам объяснить, этот фильм, ходульный, глупый. Актеров жалко. Актеры великолепные, но их жалко. Им такие дебильные роли. Но самое смешное, что это не только советское. А вы посмотрите параллельно итальянский фильм с Марчело Мастрояне и Софи Лорен. На ту же тему, солдат итальянский, остается в России, она приезжает уже в хрущевскую Россию. Маразм крепчал. Я к чему? Это 1957 год. А давайте перенесемся в 1907 год. Вы помните над чем тогда люди смеялись и плакали? Нет, я эти фильмы не смотрел, думаю и вы тоже, но мы помним кусочки. Когда были исторические фильмы, нам показывали кусочки, как он стоит, весь из себя белый, с пистолетом и звучит такая музыка, и он говорит – я сейчас застрелюсь. Ну, в смысле, от любви. И рыдают все. Когда я смотрю с моим сыном чудесный фильм Люка Безона 20-летней давности, «Жанна Дарк», где голову рубят очень натурально, и я отворачиваюсь. Как реагирует мой сын, наши мозоли? Помните. Мы пятки уже, он говорит – столько кетчупа налили. Понимаете, порог чувствительности. У нас сейчас конец галута, мы уже ничего не чувствуем. Понятно, что мужчины полные чурбаны, женщины в этом смысле чуть получше, но разница не большая по сравнению с предыдущим поколением. Понимаете, сегодня киноискусство, это действительно, искусство. А когда-то было достаточно, а люди додумывали все сами. А сегодня все надо показывать. А иначе вы ничего не почувствуете и плакали ваши денежки, уплаченные за просмотр. Если вы не будете ни смеяться, ни плакать, то плакали ваши денежки. И снова, я не про Чарли Чаплина, он исключение, исключения были всегда. Я говорю сейчас о совершенно однозначной норме. И посмотрите насколько эта норма изменилась. И потому кино очень хороший пример изобразительного искусства, то, что мы видим. Вы понимаете, почему мы ничего не видим? Мы ничего не видим и ничего не чувствуем. Итак, стесненные обстоятельства. Понимаете, с этим у нас проблем нет. И, кстати, не было никогда. Во все века больше всего люди любили считать деньги. Во все века, отвечаю за свои слова.

Следующий шаг. Понимаете, заработок человека, это то, практически, единственное у Вс-вышнего, чтобы напомнить нам о себе. Чтобы в этой самой нормальной жизни, без крайностей, без чудес и болезней, ну как, как еще напомнить? Это та самая идея, считать. Это рассказал нам наш ученик из Атланты. Я ему благодарен за эту историю. Совершенно тривиальная вещь. Его кто-то, там, в Атланте, попросил забрать какую-то посылку, пришедшую из-за границы. Забрать ее надо из аэропорта. Без пробок 45 минут. Туда, обратно, плюс забрать, итого 2 часа. Вы себя знаете. Это не смертельно, но это неприятно. И он летит в свой родной город Атланту из командировки и думает, как жалко, вот я сейчас прилечу в Атланту, а посылка еще, потому что она должна пройти таможню, занимает 2-3 дня. Дальше ему объявляют, что рейс откладывается, ненадолго. А времени у него сколько угодно. И он совершенно не переживает, начинает что-то читать. И в эти 1,5-2 часа ему приходит СМСка, что прошла таможню и ждет его посылка. Вот эта отложенность рейса, а иначе он не получил бы. И он прилетает, забирает, 2 часа. Слава Б-гу. Вы слышите? Слава Б-гу. Вот это называется вычислять Вс-вышнего. Вот это работа человека в нашей нормальной жизни. Вот этому мы должны научиться. Этому учатся. Здесь не нужно увеличивать легкие или болеть астмой. Здесь нужно просто научиться считать. А это умеет каждый завершивший первый класс. Те, кто там просидел два года, конечно, лучше. Понимаете, двоичники, это потенциальные, я всегда говорю наоборот. Но прошлое непредсказуемо, как мы учим в «Новом курсе». Наше прошлое таит Его любовь и наше прошлое состоит из Его любви. Там ничего, кроме его любви нет. И как я всегда объясняю, в нашем прошлом нет ничего плохого. Есть только неисправленное и непонятое. А общая канва нашего урока теперь становится завершенной. Понимаете, мы задались вопросом о благодарности и построили целую теоретическую базу, объяснив, что благодарность не естественная, это вычисление Вс-вышнего внутри нашей жизни. И теперь нам понятно, что это значит практически. Т.е. теоретически, это значит цена входного билетика в следующий мир. Это, конечно же, научиться быть благодарным. Только не головой, сердцем. И потому я вспоминал Ахмадулину, «и ощутить сиротство, как блаженство». Одну мицву, сделать, как следует, т.е. нормально, т.е. без крайностей, понимаете? Сделать, как следует. Стесненные обстоятельства.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Воскресенье, 24.07.2011, 14:53 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 5208
Награды: 32
Репутация: 13
Статус: Offline
И нам осталась всего одна вещь. Так что может быть тяжело Вс-вышнему? Что может быть Ему тяжело? И ответ связан, конечно же, с благодарностью Вс-вышнему за то, что я когда то посмотрел достаточно дурацкий советский фильм, «Операция Омега», году в 1975, мне было лет 14. Олег Даль прекрасно играл. Но мне из всего этого фильма нужна одна деталь. Совершенно подозреваю евреев там, в соучастии придумывания этой сценки. Всем понятно, что расчет, сделанный мудрейшими руководителями советской разведки, оказался почти точным. И вместо того, чтобы засветиться и попасть в интеллигентные руки военной разведки, Абвера. Бесстрашный советский разведчик, которого играет Олег Даль, попадает в грубейшие руки политической контрразведки, т.е. Гестапо. Разницы никакой нет, но по фильму была. Там все интеллигентные дуболомы, а здесь, наоборот. Вы же понимаете, какая разница между ними. Не это важно. Важно, что даже гестапо знает о бесстрашности советских агентов. И оно не пытается его поломать, потому что это теоретически даже невозможно. И потому придумывают хитрейшую ситуацию. Бесстрашного советского разведчика пристегивают ремнями к креслу, а напротив сажают невинную жертву, которую с помощью медицинских инструментов начинают тщательно истязать. Понимаете, это же надо было придумать! И что делать бедному советскому альтруисту? Ломаться он не может, он бесстрашный разведчик, вы же понимаете. А не ломаться, значит, проявить черствость и равнодушие, не свойственные бесстрашному советскому альтруисту. И сценаристы, потому и подозреваю здесь еврейство, находят выход, он теряет сознание. А комментарий? А Вс-вышний потерять сознание не может. Вспомните, когда вашему ребенку плохо, маленькому, глупому, которому ничего нельзя объяснить. Я вспоминаю совершенно страшную историю. Уже более 15 лет назад она произошла у нас в Иерусалиме. Ребенку было год и два месяца. И он опрокинул на себя кастрюлю с кипящей водой Вы можете представить себе, что это такое. Ответ – вы не можете представить, что это такое, потому что мама отказалась сразу. Слава Б-гу, следов не осталось и ребенок вырос и т.д. Но каждый день, три раза в день, надо было менять повязки. С этой мазью страшной. Короче, это делал папа. И когда все это завершилось, еще полгода после этого, ребенок, всякий раз, видя папу на горизонте, начинал орать. Истошно вопить. И ничего нельзя было сделать. Нельзя маленькому ребенку что-то объяснить. Чем мы завершаем? Всякий раз, когда вы испытываете боль, пример совсем прозаический, мне элементарно удаляли зуб. И само удаление совершенно безболезненное, за одну секунду. Он даже не посчитал, как хирургическое, а обычное. Но вслед за этим, по последнему слову техники, он начал пихать мне туда костную ткань, для того, чтобы имплантант, за это берутся сумасшедшие деньги. Он мне это дело туда пихает, а потом мне объяснила медсестра, у меня вместе с кровью вытекла анестезия. И он это дело начинает пихать и зашивать. А потом, говорит, что ты? А что, мне нужно было ногой его стукнуть? Мне же не два года. Если бы мне было два года, я бы так его приложил, что мало ему не показалось бы. У меня столько слез накопилось. Он говорит – неужели так больно? А в результате, вы же знаете эти методы наших живодеров? Еще стежок и еще стежок. И так несколько минут. Ситуация самая идиотская, у меня рот открыт, я ничего сказать не могу. А что я могу сказать, если у меня рот открыт? И еще стежок, и двумя руками туда залез, еще стежок. Я что хочу сказать? Что очень согревает мысль, что ему сейчас тоже очень больно. Если честно, еще хуже, чем мне. И что это все закончится когда-нибудь. Так вот, оцените красоту сказанного мудрецами. Понимаете, тяжела для Вс-вышнего парноса. Понимаете, почему тяжела парноса? Потому что мы оказываемся в стесненных обстоятельствах. И нам становится плохо и ничего нам объяснить нельзя, потому что мир, в котором мы живем, это песочница. И ценности наши из песка. И все, что от нас требуется, это понемногу научиться не пихать друг друга локтями, не снимать панамки, чтобы уберечься от тлетворного влияния внешнего мира, олицетворяемое солнцем. Самое главное – научиться вычислять Вс-вышнего и понемногу учиться быть благодарными.

Насколько понятна соединенность двух частей, теории и практики?
Вопрос – Эта работа для следующего мира, поэтому Лея? Это работа геулы?
Несомненно, потому Лея, что это галут ради геулы, ради следующего мира. Это основная работа для тех, кто попадет в следующий мир. В следующий мир попадут только те, кто окажется способным на благодарность. Остальным там делать нечего, несмышленышам 2-3 лет. Потому 6000 лет дано этому миру. За эти 6000 лет либо мы поймем, что Вс-вышний нам ничего не обязан. Я хочу добавить еще одну вещь. Понимаете о чем я, когда говорю «и ощутить сиротство, как блаженство»? Откуда наша дурацкая уверенность в том, что следующее мгновение будет? Нам кто-то что-то обязан? Как я шучу со ссылкой на одного из двух основателей фирмы … Выступавшего в Стендфортском университете, попавшее в ухо нашему ученику? Следует жить каждый день, как будто он последний. И однажды вы не ошибетесь. И наша дурацкая уверенность, что да, что будет, все планы, которые мы строим, откуда? Почему? А это наш духовный возраст, 2-3 годика. Ну, и капризы, которые мы закатываем


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Воскресенье, 24.07.2011, 14:54 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 5208
Награды: 32
Репутация: 13
Статус: Offline
Вопрос – мы говорим, что Лея, это геула, но ее входной билет в геулу только сейчас…

Работа, которая ожидает нас у Леи, это благодарность. Благодарность, благодаря которой мы окажемся в следующем мире, там это будет чувствами. Здешняя благодарность вычисляема, не естественная, галутная благодарность. И потому мама Лея дает нам цену … как себе. Это входной билетик, научиться вычислять Вс-вышнего и увидеть свою жизнь, как Его шидух, как Его любовь.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
antifriz1966Дата: Понедельник, 14.09.2015, 21:41 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 87
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Ну не могу удержаться , от задать вопрос ! ... Рав Гитик в своем уроке говорит . И имеет это за основу . Что Святой , благославен Он , обязан о нас заботиться ... Ну так то в общем и целом понятно . Но ... Вот если скажем дикое животное , волк , лев или лиса . То кто их накормит кроме них самих ? ... Ни кто ... Это на уровне "Пшат" разумеется ... Но если я завел себе кошку или собаку , то кто же должен заботиться об их пропитании ВСЮ ИХ ЖИЗНЬ , кроме как не я ? ...

И еще ... Мама-Лея вычислила "благодарность" от "сверх того что должно было быть" ... Но следовательно другие должны были бы "вычислить" благодарность от "недостатка" ? И вычислять должны были все , потому как не знали кому не достанется ... Что учит нас чему ? ...


Сообщение отредактировал antifriz1966 - Понедельник, 14.09.2015, 22:06
ММГитикДата: Среда, 16.09.2015, 19:52 | Сообщение # 8
Группа: Друзья
Сообщений: 46
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Человек отличается от животного самосознанием, смотри урок "Семь львов человеческой жизни". Бинокулярность зрения дозволяет выбор, но основывается на понимании. Минимальное понимание - понимание, того что ситуация нуждается в понимании (оценке). отсюда ответы на Ваши, antifriz1966, вопросы.
antifriz1966Дата: Четверг, 17.09.2015, 18:09 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 87
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Лихо сюжет закручен ! ... Думаю что в том списке подъема - Человек , еврей , праведник , абсолютный праведник ... Где то явно должно быть еще место для уровня "рав Гитик" ! ... Ладно . Посмотрю про семь львов и быть может еще чего нибудь спрошу ! Да нет . Не может быть , а точно спрошу ... Наверняка пара-тройка вопросов вызреет . Надеюсь что мое поведение ни кто здесь не считает хамским ? ...
YaelДата: Пятница, 18.09.2015, 07:29 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 5208
Награды: 32
Репутация: 13
Статус: Offline
Цитата antifriz1966 ()
Где то явно должно быть еще место для уровня "рав Гитик" !

271
Цитата antifriz1966 ()
Надеюсь что мое поведение ни кто здесь не считает хамским ?

296


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
antifriz1966Дата: Четверг, 24.09.2015, 22:45 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Сообщений: 87
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
" Минимальное понимание - понимание, того что ситуация нуждается в понимании ... " Ну так то - Да ! ... Кто бы спорил ? Но "Семь львов человеческой жизни" Не очень то помогли . И что самое интересное и непонятное , так это то , что я же не задаю вопросов типа - "Почему у воробья две ноги" , а следовательно незачем мне ударять по нижней губе ...
LeoniDDTДата: Среда, 10.08.2016, 19:19 | Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Евреи хороните не в гробу. Хотя в мидраше говорится, что из-за дерева человек стал умирать, поэтому уменьшился в размере и стал помещаться в деревянный гроб. Есть догадка, что у евреев причина смерти - телец. Тут сразу возникает веер вопросов, ведь ничего не понятно. Что-то известно по этой жизненной теме? Почему даже тут евреи выделяются?

А где ноль? Где ноль-горизонт, где ноль сумма воль? Где этот вечный поцелуй земли и неба? Зачем жизнь? Зачем смерть? Зачем мы, эти вечные песочные часы без притяжения?
ММГитикДата: Среда, 10.08.2016, 22:09 | Сообщение # 13
Группа: Друзья
Сообщений: 46
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
LeoniDDT, набери меня в понедельник по скайпу и мы все обсудим, т.к. я не очень понимаю вопрос
Форум » Видеоуроки рава М.М.Гитика » Красота еврейского мидраша » Красота еврейского мидраша (лекция рава М.М. Гитика)
Страница 1 из 11
Поиск: