Бемидбар 5771
|
|
Yael | Дата: Пятница, 15.07.2011, 20:09 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Здесь выставлены уроки к недельным главам книги Бемидбар
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Меламори | Дата: Воскресенье, 17.07.2011, 10:24 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Награды: 21
Репутация: 10
Статус: Offline
|
БЕМИДБАР 5771
ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ ШХИНЫ
«И ставшие на стоянку Изначально с Востока» Бе-мидбар 2:3
Рав Лунчиц, «Кли Якар» рассматривает расстановку еврейских сил («воинств Вс-го») как исполнение обещанного Яакову: «и прорвешься яма (к западу) ве кадима (и к востоку), таймана (к Югу) и к Северу» (Берейшит 28:14). По словам мудрецов (Трактат «Недарим» 38:1) «Не осеняет Шхина, а лишь мудреца, богатея, героя и скромника». Скромность, объясняет «Кли Якар» во главе «списка качеств», и необходима для получения божественного света – свободное от самомнения место в личности. И, конечно же, четыре Знамени Израиля обладали, каждое, всеми четырьмя качествами. Но каждое из них акцентировалось на одном. Знамя Йеґуды, Иссахара и Звулуна – это, конечно же, свет Торы, на что и намекает удвоение Кедма, Мизраха (Изначальность, Заря - Восток). Знамя Реувена, Шимона и Гада распространяет свет скромности. Реувен, признавший свою неправоту в истории с Бильґой, Шимон, «проглоченный» в наделе Йеґуды и бывший ветвью «меламедов, софйеров и бедняков». И Гад, чье имя указует на сдержанность, и про которого сказано: «Праведность Вс-го совершает Гад» (Дварим 33:21). Знамя Эфраима, Менаше и Беньямина – это знамя галута, знамя Рахели. Его соотносит рав Лунчиц с геройством, с качеством, непозволяющим нам раствориться в темный период нашей истории. И, наконец, Дан, Ашер и Нафтали «замыкающие» распространение Б-жественного Света, боролись, не всегда успешно, с золотом этого мира (вспомним золотых тельцов Дана). «Нафтали доволен и полон изобилием Вс-го, которое обогащает» (Дварим 33:23). «От Ашера жирность хлеба» (Берейшит 49:20).
|
|
|
| |
Меламори | Дата: Воскресенье, 17.07.2011, 10:26 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Награды: 21
Репутация: 10
Статус: Offline
|
НАСО 5771
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ОЧИЩЕНИЯ «И если не была духовно запачкана (питмеа) эта женщина и чиста (теґора)она, то очистится и примет семя» Бе-мидбар 5:28
Слова «чиста» и «очистилась» переводимые на русский язык одним словом, на иврите имеют абсолютно разные значения – духовная и материальная чистота. Разные, но никак не противоречащие друг другу. Именно об этом следующий комментарий на уровне пшата. Автор «Кли Якар», рав Лунчиц, строит его на противопоставлении двух понятий – воды и вина. Связь между ними прямо следует из соседства законов о сошедшей с прямого пути женщины - сота, и назира, отказывающегося от вина. Мудрецы определяют эту связь широко известным: «всякий видящий женщину в ее испорченности отречется (возьмет обет отрешения) от вина» (Трактат «Сота» 2:1). А мы, вслед за «Кли Якар», закрепим за вином уровень эмоционального наслаждения этим миром. Вода (ее движение) символизирует очищение, а вино символ замкнутости на своих ощущениях, отрезанности – духовной нечистоты. Невиновность в супружеской измене проверяемой женщины приводит к очищению водой ее детородных органов и, как следствие, рождение духовно высоких детей. В прискорбном же случае, имевшей место измене, вода «запирается» в организме духовной нечистотой преступления и «вспучится живот ее и прорвется (упадет) бедро ее» (5:27) Смерть, наступающая вследствие невозможности выхода очищающей воды из замкнутого на преступных удовольствиях организма, «мера за меру» наказания и преступления.
|
|
|
| |
Меламори | Дата: Воскресенье, 17.07.2011, 10:27 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Награды: 21
Репутация: 10
Статус: Offline
|
ШАВУОТ 5771
ДЕНЬ СУДА… ПЛОДОВ
День Дарования Торы, праздник Шавуот является ещё «по совместительству» одним из четырёх «новых годов» еврейского календаря. Первого тишрея, в Рош ґа-Шана – новолетие, пятнадцатого швата – новый год деревьев, первое нисана – новый год отсчета лет царств, и наконец, «в Шавуот мир судится в отношении плодов дерева». И чтобы не было ни малейшего сомнения, о каком дереве идет речь, сразу определимся: конечно, о Древе Жизни. Если Рош ґа-Шана – это день принятия решений о нас в отношении этого мира («о живых, мертвых… и между ними»), то плоды нашей жизнедеятельности в отношении грядущего мира – результата оцениваются именно в день Дарования Торы. Тора, с еврейской точки зрения, единственная абсолютная ценность, и потому драгоценна, как в этом, так и в следующем мире. И наше отношение к ней определяет отношение следующего мира к нам (имеем ли мы к нему хоть какое-нибудь отношение). Дабы различить суд Рош ґа-Шана и суд Шавуот, приведем следующий пример. Детский мир и мир ценностей взрослого человека. При всей их несомненной связанности (средство и цель) шкала ценностей этих миров абсолютно несхожа. Разрушение любовно возведённой башни из песка – трагедия ребенка, может остаться совершенно незамеченной взрослым. И если Рош ґа-Шана – это определение нашего отношения к себе и к этому миру, то в Шавуот этот мир судится с точки зрения плодов (достигнутых результатов) следующего мира. «Взрослая» шкала ценностей определяет вечность или преходящесть нами содеянного. И подобно тому, как не задающий вопросов о смысле жизни, мёртв для этого мира, не сеящий «разумного, доброго, вечного» не существует в мире следующем. Именно так трактует знаменитый русский раввин Хафец Хаим сказанное в десятой главе трактата Санґедрин*: «У всего Израиля есть часть в следующем мире». «Не часть, а участок» – уточняет Хафец Хаим. Наше отношение к Учебе является лакмусовой бумажкой, определяющей наши права на подданство следующего мира. А неразделимость Средства (этого мира) и Цели (мира грядущего) выражается у евреев однозначно: «будем Исполнять и Учить» (Шмот, 19:8).
|
|
|
| |
Меламори | Дата: Воскресенье, 17.07.2011, 10:29 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Награды: 21
Репутация: 10
Статус: Offline
|
БЕГААЛОТХА 5771
О ЧИСЛЕ ПЯТЬДЕСЯТ «И это созидание Меноры… и с пятидесяти лет вернется из трудармии и будет служить братьям своим» Бе-мидбар 8:4, 25
Два комментария на недельную главу «Бе - Ґаалотха» связаны с числом, чье значение (нун) подробно рассматривалось в теме «размеры Ноева ковчега». И новые аспекта не только числового значения надеюсь, обрадуют наших читателей. РаШИ замечает труднодоступность Меноры и определяет: «кроме того, указал Вс-вышний пальцем, т.к. затруднялся с ней, то сказано «и это». Виленский Гаон объясняет трудности, возникшие у нашего Учителя Моше, следующим образом. Семь стволов (ветвей) плюс одиннадцать кафторим, девять прахим и двадцать два стаканчика дают в сумме ровно сорок девять. Сама Менора и есть Плюс Один! Известно, что Менора символизирует свет уровня Хохма: «Сказал раби Ицхак: желающий увеличить мудрость – на юг, а разбогатеть – на север, и свидетельство тому – Стол на севере, а Менора на юге». (Трактат «Бава Батра» 25:2) Теперь вспомнив, что «только» сорок девять Врат Мудрости были открыты Моше, поймем его «проблему» с Менорой, которая соответствовала пятидесятым, высшим вратам Мудрости. Выход на «пенсию» левитов в возрасте пятидесяти лет, а в особенности установление «будет служить братьям своим», объясняет раби Ицхак - Меир из Гура через мишну из «Перек Авот» (5:26): «пятидесятилетний (пригоден) к совету». Помощь братьям – советом. Но в качестве пятидесятилетнего вопрос: а что, собственно, мне удалось узнать, что дает мне право советовать?! Ответ через классическую хасидскую притчу. Некий молодой человек заблудился в густом, необъятном лесу. Представим себе его радость, когда на третий день бесплодных блужданий он повстречал пожилого человека. «Как мне выйти из чащи?» - вопросил он радостно. «Я блуждаю в этом лесу уже много лет и единственное, чем я смогу тебе помочь – укажу тебе ложные Пути!» А теперь соедините оба комментария и сделайте вывод о собственной мудрости, вне зависимости от возраста.
|
|
|
| |
Меламори | Дата: Воскресенье, 17.07.2011, 10:32 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Награды: 21
Репутация: 10
Статус: Offline
|
ШЛАХ 5771
СИЛА ЖЕЛАНИЯ
«Пошли себе людей…» Бе-мидбар 13:2
Если соединить сказанное Торой с мидрашем: «Если бы не попросили евреи послать разведчиков, то приказал бы Вс-вышний послать их», получается вопрос: что значит «пошли себе» и чем отличается повеление «пошли себе» от «простого» приказа Творца? Объясняет автор «Сфат Эмет», что желание Израиля, чьим выразителем явились десять разведчиков, не было аннулировано, что и привело в конечном итоге к промаху. Акцент на слове «себе» как раз и позволяет поставить духовный диагноз – неотмененное собственное желание как побудительная причина действия (мицвы!). Собственное (пусть и альтруистическое) видение ситуации приводит миньян разведчиков к ошибке. «Простота» приказа Создателя подразумевает отсутствие примеси нашего себялюбия и. как следствие, незыблемость правила «посланник мицвы не терпит ущерба». Практически, получается, что разведчики, не имевшие «спецзащиты» (в виде молитвы Калева в пещере Махпела, или молитвы Моше о Йеґошуа) были обречены на провал. Ведь в фундаменте их миссии лежала «инициатива снизу» - воля народа, а трещина в фундаменте обрекает НЕБОскреб. Переходя к нам, любимым, заметим, что «мицвот ло лишма» - «мицвот, совершаемые в рамках эгоизма» обречены на «невысокость». И наши ошибки тому свидетельство. Ведь в случае аннулирования собственных желаний (убирание эго), мы были бы в этом мире Его посланцами (разведчиками) и не попадали бы в лапы (так и хочется сказать гестапо!) ситра ахра.
|
|
|
| |
Меламори | Дата: Воскресенье, 17.07.2011, 10:34 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Награды: 21
Репутация: 10
Статус: Offline
|
КОРАХ 5771
ВСЯ ОБЩИНА ВЫДЕЛЕНА? «И взял Корах, сын Йицґара, сын Кеґата, сына Леви » Бе-мидбар 16:1
Мидраш говорит, что «Корах был не согласен с категориями Шалом и Шабат». Если мы учтем, что обе эти категории есть источник духовной энергии этого мира, то станет очевидным, по мнению мудрецов, покушение Кораха на основы Мироздания. Но более того, этот мидраш позволяет ответить на вопрос вопросов: что плохого в лозунге Кораха «Вся община – все выделены (святы)», а следовательно, нет надобности в выделенности среди выделенных – Кодеш ґаКодашим? Ответ автора «Сфат Эмет» начинается с цитаты из книги Зоґар: «Коґэн Кадош (выделен), леви – таґор (чист)». Объясняет Гурский Ребе: Кадош – от рождения, а чистота – результат работы по отталкиванию нечистоты! Вся святость (кдуша) коґэнов целиком дана им Творцом, а не достигнутая. И потому претензия Кораха к Моше содержит убийственный (для Цели) элемент причинности. В лозунге, выдвинутом Корахом, неявно звучит «каждому по заслугам». Близость к Создателю – это успешность действий самого человека. Непобежденный эгоизм, на который намекает «и взял», дал Кораху ощущение собственной успешности и привел его к идее «равенства», где он будет «самым равным» (шаве йотер). Несовместимость идеи Кораха с категориями Шабат и Шалом означает, что идея личных заслуг противоречит идее Израиля, которая исключает любую иерархию. Любой недостаток в обеих категориях означает их несуществование: «почти мир», «почти шабат». Опасность причинности (наших заслуг) в базисе отношений Вс-вышний – Израиль очевидна. Отсюда мера за меру – отрезанность. Коґэны, чья избранность целиком и полностью от Творца, выполняли роль кровеносной системы организма Израиля. И как и полагается в организме его неполнота вызывается не только отсутствием жизненно важных органов – их роли выполняли полностью лишенные эго Моше и Аґарон – но важность любого еврея в том, что он часть, и без него нет целого – Шабата и Шалом.
|
|
|
| |
Меламори | Дата: Воскресенье, 17.07.2011, 10:58 | Сообщение # 8 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Награды: 21
Репутация: 10
Статус: Offline
|
ХУКАТ, 5771.
За пустыню – подарок! «И из Пустыни, Подарок» Бе-мидбар, 21:18
Названия остановок евреев в их сорокалетних скитаниях по пустыне несут в себе информацию о пути еврейского народа в Истории. Но не только. В данном случае, говоря о переходе из остановки Мидбар (Пустыня) к остановке Матана (Подарок), Пятикнижие намекает на один из переходов во внутреннем мире человека. Каждому человеку, в той или иной степени, свойственна «хрустальная мечта Остапа Бендера» – Рио де-Жанейро, где полмиллиона мулатов и все в белых штанах! Собственно, из нашего детства (отрочества/юности) за нами следуют (тащатся) несбыточные мечты: о шахматной короне, прекрасном принце, способности одолеть любого противника с помощью искромётной серии ударов, иметь миллиарды и т.д., и т.п. Кроме своей несбыточности, то есть бессмысленности, эти хрустальные мечты, по словам мудрецов, паразитируют на духовной энергетике человека, постоянно подпитываясь за счёт отпущенной человеку для жизни энергии. Напомним, что не бывает лишней энергии, и потраченная нами впустую окажется недостающей для достижения чего-то реально необходимого. Тора, в причинно-следственной цепочке Мидбар – Матана, постулирует важнейший принцип. Если у человека достаточно внутренних сил отказаться от многолетне питаемой иллюзии, то он не просто завоюет Пустыню реальности, отказавшись от миража, но и более того – его ожидает Подарок. Выигрыш в энергии, которую человек сохранил для действительно нужного – это ещё не вся польза отказа от «хрустальной мечты». Всевышний обещает конкретно-ощутимый подарок, который ожидает отказавшегося от иллюзии. А проверка этого принципа, читатель, за вами!
|
|
|
| |
Меламори | Дата: Вторник, 19.07.2011, 15:42 | Сообщение # 9 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Награды: 21
Репутация: 10
Статус: Offline
|
БАЛАК 5771 В их самоуничтожении – наша браха. «Итак пойди прошу прокляни мне народ этот… и мы его поразим и прогоню я его из этой земли… И сказал Бильам Вс-вышнему… прокляни мне его…смогу сразиться с ним и выгнать его » Бе-мидбар, 22: 6,11
Наш вопрос будет связан с явным непониманием ситуации как Балаком, так и Бильамом. Проклясть детей Израиля??! Им избранный народ?! Допустим, Балак «расписался в полном неумении», но величайший пророк Бильам??! Раши объясняет, что своим вопросом: «кто эти люди?» создал Вс-вышний для Бильама ситуацию со свободой выбора – а вдруг Творец достаточно далёк от реалий мира сего? Но окончательную ясность вносит комментарий «Кли Якар», в очередной раз подчёркивая «убийственность» перевода. Бильам очевидно (для знающих иврит Торы) смягчает слова Балака, пересказывая их Вс-вышнему. Он использует вместо «аре ли» - прокляни для меня, - «кава ли» - удали для меня, - сходно с «некев» - дырка. Вместо «поразим» Бильам говорит «сразимся», но самое главное отличие «перевода» Бильама в словах «и выгнать его». «В оригинале» Балака сказано «и прогоню его с земли этой», что означает стереть с лица земли и уничтожить. Бильам же передаёт просьбу Балака, превращая её в желание локально избавиться от Израиля подобно Эдому, и вынудить их пойти окружным путём. Тем самым, как и всегда, создаёт Вс-вышний ситуацию, где мерзавцы с полным правом уничтожают сами себя, а Израиль ими благословляется.
|
|
|
| |
Меламори | Дата: Вторник, 19.07.2011, 15:43 | Сообщение # 10 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Награды: 21
Репутация: 10
Статус: Offline
|
ПИНХАС, 5771.
ИСТОЧНИК ДУХОВНЫХ СИЛ ВСЯКОЙ ПЛОТИ «И говорил Моше Вс-вышнему сказать:
Назначит Вс-вышний источник духовных
Сил всякой плоти человека над общиной…»
Бе-мидбар 27:15
Тот факт, что Моше узнав о собственной смерти обеспокоен, тем «кто остался в лавке», сам по себе не вызывает удивления. Еще бы, Моше, как и подобает идеальной «идише момэ», думает не о себе, а о детях Израиля.
Потом будет «и взмолился Моше» (Дварим 3:23). Но только потом, когда все заботы о детях будут завершены. А пока удивимся беспрекословности звучащей в обращении «назначит». Но и этот, совершенно не свойственный нашему учителю тон, можно отнести за счет беспокойства еврейской мамы о своих детях. Куда труднее объяснить удивительное имя Вс-вышнего, используемое Моше – «Источник духовных сил всякой плоти?!» А почему не Милосердный, или Б-г воинств?
РаШИ комментирует: Отчего сказано «Источник духовных сил?» - сказал перед Ним: «Властелин мира, открыто и известно перед Тобой, что мнения каждого из них вовсе не сходны друг с другом...»
И поэтому – «…назначь над ними лидера, который будет терпим к мнению каждого из них»!
Быть достойным еврейским лидером означает относиться к ним, как … к собственным детям, каждый из которых выбирает свой путь, но родительское терпение – прямое следствие безусловной любви к детям. И, конечно, разные устремления детей не мешают главе своей твердой родительской рукой вести семью. Модель мишпухи позволяет соединить все детали в единое целое.
Уважаемые господа!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
|
|
|
| |
Меламори | Дата: Вторник, 26.07.2011, 12:37 | Сообщение # 11 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Награды: 21
Репутация: 10
Статус: Offline
|
МАТОТ 5771
«ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ» МОШЕ «И говорил Вс-вышний Моше сказать: «Отомсти месть сыновей Израиля мидьятянам, а после присоединишься к народу своему». И говорил Моше к народу сказать: … и будут для Мидьяна отмщением Вс-вышнего Мидьяну» Бе-мидбар 31:2-3
Изменение, сделанное Моше: «отмщением Вс-вышнего» вместо «месть сыновей Израиля» требует объяснений. Их дает рав Лунчиц, автор «Кли Якар – «Драгоценного Сосуда». Заодно становится понятным сказанное РаШИ: «Несмотря на то, что услышал, что его смерть зависит от мести Мидьяну, исполнил с радостью и не задержался» - что за странный комплимент? Неужели можно было ожидать от нашего Учителя «проволочек» с исполнением приказа Творца??! И хвалить за «беспроволочное» исполнение?! Исходная точка наших рассуждений – двойной вред, нанесенный Мидьяном. Соблазнение евреев на чужую работу и блуд нанесло сильнейший вред в духовных сферах. Гибель двадцати четырех тысяч евреев – удар по народу Израиля. Вс-вышний «не замечая» Своего оскорбления требует «месть за сыновей Израиля». Моше, понимая «незаинтересованность» Израиля в его смерти и готовность евреев поступиться своим правом и желанием мщения, дабы продлить жизнь Учителя, заменяет их месть на Его месть. Такая подмена делает месть Мидьяну и уход Моше незамедлительным. Это и есть объяснение похвалы мудрецов Моше за поспешность исполнения приказа Создателя, а также подтекст замены «мести Израиля» на «месть Вс-вышнего». А способность нашего Учителя жить без оглядки на «основной инстинкт» - инстинкт самосохранения, без сомнения впечатляет.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Четверг, 28.07.2011, 20:54 | Сообщение # 12 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
«Масаэй», 5771. «И поехали из Мара и прибыли в Эйлим.
А в Эйлиме двенадцать родников воды и
семьдесят пальм»
Бе-мидбар 33:9
Каждая остановка в пустыне – уход от теснин этого мира, символом которых является Мицраим (Египет), и приближение к Эрец Исраэль – Дому Вс-вышнего. Потому, объясняет Мальбим, Тора, говоря о месте отправления, вовсе не повторяет место назначения: «Из Мидбар – Матана. Из Матана - Пахлиэль» (Бе-мидбар 21:18)
Пункт назначения – это Цель, духовная ступенька над той, на которой находимся мы. Достигнув ее, мы оказываемся в пункте отправления, на духовной ступени, которую нам предстоит оставить ради следующей духовной ступеньки!
Количество остановок в Пустыне Жизни – сорок две, не учитывают, по мнению «Сфат Эмет» (основанном на РаШИ) семь возвращений в сторону Египта. Если мы вспомним правило «семь раз падает праведник и встает», то не только число духовных ступеней становится каноническим – сорок девять, но и наши падения, при условии, что мы встаем (!!!), обретают вечный смысл!
Резюмируем комментарием «Кли Якар», объясняющем необычность остановки «Эйлим». Слышимое в названии понятие «силы» и гематрия слова – 82 (включая один самого слова) связаны с двумя системами сил – Солнца и Луны. Двенадцать источников указует на систему обновления – месяцев – Луны – ходеш. А семьдесят пальм – семью десять на систему данности – семь дней недели – Солнца. (По другому семьдесят ликов Торы, семьдесят мудрецов – пальм и так далее…)
Уважаемые господа!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
Шабат шалом!
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |