Пятница, 19.04.2024, 22:19
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: volodintal  
Форум » Жизнь общинная » Страничка Шабата » Недельные главы Торы Шмини 5774 (Для папы, мамы и деток)
Недельные главы Торы Шмини 5774
YaelДата: Среда, 19.03.2014, 16:32 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Дорогие Друзья!


На нашей шабатней страничке вы найдете недельную главу Торы для детей, тематические раскраски для самых маленьких, женскую страничку с мицвот для женщин и рецептами еврейской кухни и многое другое для всей семьи, что поможет вам в создании настоящей шабатней атмосферы вашего дома!

485 Шмини

"Возвышение из Египта".

«Не делайте отвратительными
души ваши всем ползающим, которое
ползает, и не оскверняйтесь ими, так как
я Вс-вышний, поднимающий вас из страны
Узости, чтобы быть вам Источником всех сил»

(Ва-йикра, 11:43, 45).


Наша глава делает крутой поворот, оставляя «заглавную» тему Книги Коґенов в пользу законов чистого и нечистого. В особенности в силу удивительного суперлатива: «Я Вс-вышний, поднимающий вас из земли Мицраим». «Поднимающий» взамен обычного (привычного): «Я, Вс-вышний, Источник всех ваших сил, который вывел их из земли Мицраим, дабы обитать в них» (Шмот, 29:46). Получается, что раскрытие божественного присутствия «дабы обитать в них», суть работы Мишкана и приближений, меньше, чем непоедание «мерзости»??!

«Усугубим» наш вывод цитатой из РаШИ к процитированным в эпиграфе предложениям Торы: «всюду написано «вывел», а здесь написано «поднял». Сказал раби Ишмаэль: если бы «поднял» Израиль лишь для того, чтобы не пачкались мерзостью как другие народы – было бы достаточно. Потому сказал «поднимающий».

Ответ рава Мордехая Элона основывается на двух видах занятий, обеспечивающих «нескуку» первого человека в Эденском саду. Первый из них – «и определил адам имена…» (Бе-рейшит, 2:19,20), второй – «и приказал Вс-вышний, Источник всех сил, адаму, говоря: «от всякого дерева сада, поедая, ешь» (Бе-рейшит, 2:16).

Обозначение сутей сотворенного – есть проявление духовных корней всех материальных объектов – одухотворение материи. Именно это и была задача Мишкана – через работу приближений проявлять связь духовного с материальным. Но функция пищеварения – поднимать чистые[1], т.е. связанные с духовным корнем объекты до уровня человека. Отсюда «поворот сюжета»: вслед за «привязыванием» – «возвышение».

Обратим внимание, что в «лель ґаседер» все происходит именно по этому сценарию – вслед за словами, проясняющими связь – поедание мацы!



_____________________________________________________
[1] О значении слов тум'а и таґара смотри курс «Рыжая корова»


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
volodintalДата: Пятница, 21.03.2014, 04:25 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Актуалия!

В нашей недельной главе начинается разбор законов кашрута. Перечисляются виды животных, которые употреблять в пищу нельзя, а соответственно, что есть можно. В связи в этим мы начинаем серию статей о законах кашрута и проверке еды на наличие насекомых.

1. Введение

Три запрета Торы

Три раза повторяется в Торе фраза «Не вари козлёнка в молоке матери его». Толкуют мудрецы — комментаторы Писания: первый раз — чтобы запретить варить мясо в молоке, второй раз — чтобы запретить в пищу сваренные вместе мясо и молоко, а из третьего упоминания выводится запрет любого использования сваренных вместе мяса и молока. Для всех трёх запретов Писание использует выражение «не вари». Из этого выводят мудрецы, что смесь молока и мяса запрещена Торой только в случае, когда они были вместе сварены. Если молочный и мясной продукты были перемешаны, будучи холодными, такая смесь Торой не запрещена.
Варить мясо с молоком запрещено, даже в случае, если приготовленное в результате этой варки блюдо не собираются есть. Поэтому запрещено сварить мясо с молоком для нееврея, которому разрешено есть такую пищу, или для корма животным. Не только готовить, но и просто зажечь конфорку под кастрюлей, в которой планируется варить мясные и молочные продукты, запрещено.
Запрещено извлекать любую пользу из продукта варки мяса и молока, даже если при варке не произошло нарушения, — блюдо было приготовлено неевреем, или мясо случайно упало в кастрюлю, в которой было молоко, и сварилось вместе с ним. Полученное в результате варки мяса с молоком блюдо запрещено дать даже никому не принадлежащему животному. Этот продукт необходимо выбросить в такое место, где им никто не сможет воспользоваться.
Слово «козлёнок», которое Писание использует, говоря о запрете смешения молочного с мясным, учит нас, что Торой запрещено варить в молоке именно мясо домашнего крупного или мелкого скота кошерных видов. Из выражения «в молоке матери его» учим, что Тора запрещает варить мясо только в молоке кошерного домашнего животного. Мясо птицы и диких животных (например, оленя) Торой не возбраняется варить в молоке, есть продукт такой варки или использовать в других целях.
При каких условиях происходит варка мясного с молочным.
Поскольку существует отдельный запрет Торы варить мясное с молочным и продукт, полученный в результате варки, запрещён в любое использование, необходимо определить, что называется варкой и при каких условиях происходит нарушение закона.
Запрет варки включает в себя любой процесс приготовления пищи с помощью тепла: варка, жарение, фритюр, пассерование, копчение и т.д. Варка запрещена, какими бы источниками тепла для этого ни пользовались: огонь, газовые или электрические плиты, духовка, микроволновые печи и т.д.
В Талмуде говорится, что минимальная температура, при которой происходит варка, это йад соледэт бо, т.е. такая температура, при которой человек, дотронувшись, отдёргивает руку. Вопрос о том, как оценить в градусах эту температуру, вызвал дискуссию раввинов. На практике принято учитывать мнение тех, кто считает, что это около 45С. Пока продукт не нагрели до такой температуры, варка не начинается.
Кастрюля, сковорода, противень, чайник и их содержимое, которые находились на огне и могут нагреть попавший в них продукт до температуры йад соледэт бо и выше, даже если их сняли с огня, называются кли ришон — «посуда первая», самая близкая к огню. К этому типу принадлежит и посуда, которая нагревается с помощью электричества — электрочайник, электросковорода и т.п. В кли ришон может произойти варка, запрещённая Торой, и продукт такой варки запрещено использовать в любых целях.
Посуда, в которую перекладывают содержимое кли ришон, называется кли шени — «посуда вторая» — отдалённая от огня на вторую ступень. Попавший в такую посуду и смешавшийся с её содержимым продукт не может свариться, даже если нагреется до йад соледэт бо и больше.
Еда теряет статус кли ришон после того, как её переложили в другую посуду, во-первых, из-за того, что она покинула горячий кли ришон, в котором она варилась и стенки которого сохраняли её тепло, во-вторых, поскольку она охлаждается, отдавая часть тепла холодной посуде, в которую она попала. Мнения комментаторов Талмуда разошлись в вопросе о том, какой статус имеет еда, которая уже покинула кли ришон, но ещё не попала в кли шени. Например, может ли свариться кусок сыра, если он попадёт под струю горячего мясного бульона, который переливают из кастрюли, в которой этот бульон готовили. С одной стороны, жидкость уже не находится в горячей кастрюле, которая сохраняет её температуру, с другой стороны, она ещё не попала в холодный кли шени. Термин, которым пользуются для обозначения перекладывания пищи из кли ришон, пока она не попала в кли шени, — эруй кли ришон.
Свод законов — Шулхан Арух принял за основу мнение рабейну Тама, согласно которому эруй кли ришон может сварить продукт, на который он попал. Но, в отличие от кли ришон, который может сварить продукт полностью, эруй варит только самый тонкий слой продукта — кдэй клифа. Когда речь идёт о смешивании жидкостей, например, мясной бульон из кли ришон пролился в молоко, — варка происходит, только если общая температура смеси достигает йад соледэт бо и больше. Причина этого в том, что, поскольку жидкость не статична, а постоянно перемешивается, горячая жидкость, смешиваясь с большим количеством холодной, остывает до того, как успеет сварить какое-либо количество холодной. Поэтому только в случае, когда пропорция горячей и холодной жидкостей такова, что общая температура смеси достигает йад соледэт бо, происходит варка.
Эруй может варить только в случае, когда струя, выходящая из кли ришон, соединена с содержимым кли ришон, которое там остаётся, — эруй ше-ло нифсак а-килуах. В случае, когда продукт попадает под струю в момент, когда она уже не соединена с содержимым кли ришон — эруй ше-нифсак а-килуах, — варка не происходит.
Исходя из вышесказанного, для того, чтобы не нарушить запрет Торы варить мясное с молочным, нельзя допустить, чтобы баранье или говяжье мясо соединилось с молоком в кли ришон или с помощью эруй ше-ло нифсак а-килуах при температуре йад соледэт бо и выше. В случае, если это произошло, мясомолочный продукт, полученный в результате такой варки, запрещён в любое использование — в случае с кли ришон полностью, а в случае с эруй кли ришон ше-ло нифсак а-килуах — самый тонкий слой продукта — кдэй клифа. Ниже будет рассказано о различных ситуациях, при которых происходит взаимодействие горячих «противоположных» продуктов, и о том, каков закон в каждой из них.
Молоко и мясо, впитавшиеся в посуду.
Не только при варке мяса с молоком как таковых происходит нарушение. Тора запрещает варить один из этих продуктов в кастрюле, в которой в течение последних суток варился «противоположный» ему продукт. Объяснение этому таково: мясо или молоко при варке немного впитываются в стенки кастрюли и остаются там даже после того, как кастрюлю тщательно вымыли. Если в этой кастрюле даже после того, как её тщательно вымыли, будут варить «противоположный» продукт, то, нагревшись, стенки кастрюли выделяют впитавшееся в них мясо или молоко, и происходит запрещённая варка «противоположных» продуктов.
Впитавшиеся в кастрюлю «мясо» и «молоко» в течение 24-х часов после варки считаются молоком или мясом. По прошествии суток впитавшиеся в стенки кастрюли молоко или мясо, по свидетельству мудрецов Торы, становятся «испорченными» и теряют статус молока или мяса. (Следует заметить, что мясо и молоко как таковые, не впитавшиеся в стенки кастрюли, не теряют своего статуса и по прошествии 24-х часов). Если с тех пор, как в кастрюле варили молоко, прошли сутки, а затем в этой кастрюле сварили мясо, либо наоборот, если в «мясной» кастрюле 24 часа не варили мясо, а затем было сварено молоко, сваренный продукт разрешено есть. Однако пользоваться «молочной» кастрюлей для варки мяса или «мясной» — для варки молочных продуктов, даже если в этой кастрюле не варили в течение последних суток, запрещено специальным постановлением мудрецов. Данный запрет вызван опасением, как бы по ошибке не сварили мясо в такой кастрюле, в которой варили молоко, или молоко в «мясной» кастрюле, не выждав 24 часа со времени варки «противоположного» продукта.
Итак: в «молочной» кастрюле, даже если она тщательно вымыта, запрещено варить мясо и мясные продукты. Если с того времени, когда в последний раз в ней варилось молоко, не прошло 24 часа, — варить в ней мясо запрещено Торой, спустя 24 часа — постановлением мудрецов. Мясной продукт, сваренный в такой кастрюле, в случае, когда с момента варки молока не прошли сутки, — запрещён, а если сутки прошли, — разрешён. То же самое относится к варке молочных продуктов в «мясной» кастрюле.
Кастрюлю, в которой по ошибке сварили мясо, спустя сутки после того, как в ней варили молоко, или молоко, если в ней когда-то варили мясо, необходимо кошеровать. Пока кастрюля не откошерована, в ней запрещено готовить любую пищу — и мясо, и молоко, и даже парве — продукты, природа которых не мясная и не молочная. (Ясно, что кастрюлей, в которой варили два «противоположных» продукта — молоко и мясо вместе, либо один после другого, не выждав 24 часа, тем более запрещено пользоваться, пока её не откошеруют).
Перемещение в субботу продукта, запрещённого из-за варки мяса с молоком.
Предметы, которым нет применения, запрещено переносить с места на место в субботу. Они называются мукце.
Мясо, сваренное с молоком таким образом, что оно запрещено для любого использования, становится мукце, и его запрещено переносить в субботу, поскольку ему нет никакого применения. В случае, когда продукт целиком или частично запрещён в еду, но в использование разрешён, — он не становится мукце, и его разрешено переносить в субботу.

Автор статьи Лейб-Нахман Злотник. Из цикла "Не вари козленка в молоке матери его". Опубликовано с разрешения автора
volodintalДата: Пятница, 21.03.2014, 05:25 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Уж скоро Песах на дворе...

Мне кажется любую еврейскую хозяйку можно довести до состояния легкого подрагивания одним лишь этим словом...Песах! Но для кого-то это слово ассоциируется с большим праздником и радостью от обновления, но для каждой хозяйки этот период прежде всего это уборка и подготовка дома к празднику. И тут уж разнообразию подходов, способов и количеству выброшенных на ветер нервов нет предела. Есть те, которые сразу по окончанию Пурима закрывают кухню на пасхальный "переучет" до самого Песаха (прим. обычно этот вариант подразумевает, что к новомесячью кухня уже готова на Песах, но бывают варианты), а это означает, что горячую еду домочадцы в такой семье видят "эпизодически"... Или вот вариант. Есть семьи, которые не любят заморачиваться заранее и поэтому все у них идет обычно вплоть до последней недели "до", зато в эту неделю они всласть наверстывают все необходимое. Понятно, что здесь не может быть единого сценария для всех, хотябы потому что все мы очень разные и ситуации в каждой семье в течении жизни бывают тоже очень разные. Случается, что ну у очень упорядоченных хозяек, которые все привыкли делать за два месяца "до", случаются непредвиденные обстоятельства и поэтому все-все-все приходится делать за два дня. Подготовка к Песаху с маленькими детьми это не тоже самое, что с большими или без них вовсе. Будут ли у вас гости на лель а седер (а главное сколько их будет) или вы уезжаете - все эти факторы неизбежно влияют на то сколько сил и энергии нам придется потратить на подготовку к этому поистине светлому во всех отношениях празднику.

Недавно была на одном курсе по "повышению родительской квалификации", в том числе на одной из последних встреч обсуждалась тема подготовки к Песаху. Там была предложена одна технология, которая, как мне кажется, может быть полезной и для кого-то из вас, уважаемые читатели.

"Техника обратного отсчета". Она состоит в том, что как и у любого крупного проекта, у подготовки к Песаху есть свой дедлайн, то есть крайняя дата, к которой все должно быть готово. Обычно с окончания Пурима и до Песаха есть ровно месяц. И кажется, что впереди уйма времени, и я все успею, но если вглядеться по внимательней, то времени не так уж много и откладывание нужных дел приводит к снежному кому в конце, который потом нам может аукнуться испорченным седером. Вообщем, суть техники в том, что нам с вами необходимо взять в руки календарь и определится с точной "Крайней" датой, к которой все должно быть готово, а потом выстраивать план моих действий по преодолению гор необходимых дел в обратном порядке.
Итак, в этом году, пасхальный седер выпадает на ночь с понедельника на вторник. Это означает, что в воскресенье ночью - бдикат хамец. По большому счету именно к этому моменту все должно быть убрано. Для того, чтобы у нас был запасной буфер времени, мы будем считать, что ночь седера это не с понедельника на вторник, а с воскресенья на понедельник. И сознательно не будем ничего планировать на этот день. Если все пойдет по плану и мы все успеем "До" - прекрасно, будет время отдохнуть и поспать перед седером, а если нет, то у нас будет запас времени. А дальше расчет в обратном направлении. Обычно кухню делают в самый последний момент, поэтому мы смотрим к какому числе мы хотим ее закончить, расчитываем сколько дней у меня это займет и делаем шаги назад по кадендарю. Приходим к дате начала уборки кухни и дальше смотрим, что нам с вами приоритетней после кухни и делаем тот же расчет вплоть до дня в котором находимся. От себя добавлю, что при этом расчете-распределении было бы разумно убрать из расчета пятницы и шаббаты. Если вам удастся в эти дни что-то сделать - отлично, а если нет, то вы не будете на них расчитывать.

Желаю вам всем веселой подготовки к Песаху. В качестве традиционного пожелания перед Песахом, могу напомнить, что грязь - это не хамец, а муж и дети не жертвы Песах!

Будьте счастливы!

С уважением, Таль Володин

Форум » Жизнь общинная » Страничка Шабата » Недельные главы Торы Шмини 5774 (Для папы, мамы и деток)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: