Недельные главы Торы Микец 5774
|
|
Yael | Дата: Вторник, 26.11.2013, 20:52 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Дорогие Друзья!
На нашей шабатней страничке вы найдете недельную главу Торы для детей, тематические раскраски для самых маленьких, женскую страничку с мицвот для женщин и рецептами еврейской кухни и многое другое для всей семьи, что поможет вам в создании настоящей шабатней атмосферы вашего дома! Микец "По окончании".
«И было, по окончании дней, двух лет» (Бе-рейшит, 41:1)
Раби Менахем Мендл из Косово, в книге «Аґават шалом» усматривает в словах, открывающих нашу главу, намек на два сценария завершения работы в этом мире – «вскоре – ахишена» и «вовремя»[1]. Попытка Йосефа «ускорить», его обращение к начальнику виночерпиев, приводит к «по окончании дней».
Но конечная оценка прохождения Йосефом египетских теснин – царство! Раби из Косово выстраивает препятствия, которые преодолевает Йосеф, по заглавным буквам их профессий: начальник палачей – табахим (тет), начальник виночерпиев – машким (мем) и начальник хлебопеков – офим (алеф). «Сумма» получается весьма символической – тамэ – нечистота!
Если развить идею раби из Косово, то можно распознать в трех составляющих нечистоты – три измерения нашего бытия – хлеб, вино и масло (душа – светильник, масляный, конечно!).
Наши старые знакомцы – пространство, время и душа – нефеш (АШаН по аббревиатуре мудрецов). И Йосеф – это наша способность, вопреки всему, не раствориться в этом мире, пройти его путь до конца (в терминах нашей главы – до окончания, предела, кэц).
Данный еще Авраґаму наказ Вс-вышнего уйти из трех измерений в четвертое, наш ученик Борух Адлер (Пиколок) предлагает рассматривать, как отказ от прошлого (уход из Харана), от настоящего (Сара у фараона) и будущого (связывание Ицхака). Вечность как отказ от всех трех времен впечатляет, конечно же. Но нам, живущим в предсубботние часы, следует помнить урок Йосефа: время перед Шабатом (Машиах бен Давид), это время Машиаха, сына Йосефа.
А его качество – йесод – можно интерпретировать, как неассимилированность. И потому вывод по Борису Васильеву: «мамами только те станут, кто войну переживет!!». ___________________________________________________
[1] Йишайяґу, 60:22, комментарий мудрецов из Трактата «Санґедрин», 98:1
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Пятница, 29.11.2013, 01:45 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
О МОЛИТВЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ ВСТАВКИ АЛЬ А-НИСИМ – «ЗА ЧУДЕСА» НА ХАНУКУ
Рав Хаим Фридлендер
БЛАГОСЛОВЕНИЕ «МОДИМ» – «МЫ ПРИЗНАЕМ И БЛАГОДАРИМ…»
«Мы признаем и благодарим Тебя за то, что Ты – Он – Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших вовеки, крепость и источник жизни нашей; защитник, спасение наше; Ты – Он – из поколения в поколение. Возблагодарим Тебя и воздадим Тебе хвалу за жизнь нашу, вверенную Тебе, и за души наши, хранимые у Тебя, и за чудеса Твои, что ежедневно с нами, и за сокрытую помощь и блага Твои во всякий час, вечером, утром и днем. Ты благ, ибо не иссякло милосердие Твое; и милосерден, ибо не исчерпалась благодетельность Твоя; издревле и доныне надеемся мы на Тебя».
«Мы признаем и благодарим Тебя». Мы соглашаемся с истиной и признаем, что «Ты – Г-сподь, Б-г наш и т.д.», и потому воздаем благодарность и восхваляем Тебя. И выражаем это действием – простираемся ниц перед Ним (в Его Храме), поскольку также и это включается в понятие «благодарим», «что Ты – Он». Начинаем со слова «Ты» – во втором лице, а продолжаем в третьем лице – «Он», по-скольку мы уверены и убеждены в Его существовании. И потому говорим: «что Ты» – обращаясь к Нему лицом к лицу, – но тут же, поскольку нет у нас никакого постижения относительно сути Его бытия, пере-ходим на обращение в третьем лице – «Он», чтобы укрепить в наших душах осознание абсолютной не-постижимости Его сущности, «Г-сподь, Б-г наш». Надзирающий за нами, народом Своим – осуществляющий персональное наблюдение и управление, «Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, вовеки». Здесь мы охватываем все времена – прошедшее, на-стоящее и будущее: «Г-сподь, Б-г наш» – настоящее; «Б-г отцов наших» – прошедшее; «вовеки» – будущее. «Крепость и источник жизни нашей». «Крепость» – крепкая скала, Тот, Кто поддерживает и дает опору «жизни нашей», «защитник». Хранящий нас, чтобы не пришла к нам беда, «спасение наше». Когда мы в беде, Он выручает нас из нее.
«Ты – Он». Открытый и скрытый, чтобы укрепить в нас основы веры. Мы уверены, что Он существует, поэтому обращаемся к Нему: «Ты» и говорим с Ним лицам к лицу. Но чтобы не возникло у нас заблуждение, будто нам доступно постижение сущности Его, мы тут же переходим на обращение к Нему в третьем лице: «Он», «из поколения в поколение». «Ты – опора жизни нашей… из поколения в поколение». В этом поколении и во всех будущих поколениях. А некоторые понимают эти слова так: «Из поколения в поколение благодарим Тебя и т. д.», поскольку каждое поколение должно благодарить за конкретные эпизоды спасения, случившиеся с ним, «возблагодарим Тебя». Признание и благодарность Всевышнему, «и воздадим Тебе хвалу». Будем рассказывать и оповещать других людей о славе Его.
Теперь мы перечисляем важнейшие из милостей, за которые благодарим Его – «за жизнь нашу». Прежде всего мы благодарим Его за саму жизнь, которую Он дает нам, «вверенную Тебе». Люди привыкли ошибочно думать, будто человек – хозяин своей жизни, однако Всевышний может <в любой момент> забрать ее у него. Истина состоит в том, что жизнь «вверена» в руки Всевышнего, и Он, по милости Своей, дает нам каждое мгновение дополнительную порцию жизни – и за это мы Его благодарим, «и за души наши, хранимые у Тебя». За душу каждого из нас, главная и большая часть которой «хранима» в высотах у Всевышнего, и Он дает нам от нее «искры» и частицы, обитающие в нас, соразмерно трудам нашим над Торой и заповедями, и посредством их мы поднимаемся постепенно со ступени на ступень; и за это мы благодарим.
«и за чудеса Твои, что ежедневно…» Здесь идет речь о чудесах сокрытых, совершаемых Всевышним – вещах, не имеющих природных путей для своего осуществления, как, например, когда молитва отменяет тяжелое предопределение и исцеляет больных, «с нами». Мы признаем и чувствуем, что Ты совершаешь для нас скрытые чудеса каждый день, «сокрытую помощь Твою». Слово נִפְלְאוֹתֶיךָ – от слова פלא, что означает «сокрытое»; речь здесь идет о помощи и спасении от скрытых неприятностей и бедствий, о которых знает лишь один Всевышний, «и блага Твои во всякий час». В отличие от чудес, которые Всевышний совершает для нас время от времени «ежедневно», сокрытую помощь и благо Он дарует нам «во всякий час», «вечером, утром и днем». Эти слова связываются с началом благословения: «Мы благодарим Тебя». По сути, следовало бы благодарить Всевышнего все время, но поскольку мы не можем этого, мудрецы постановили благодарить Его «вечером, утром и днем».
«Ты благ, ибо не иссякло милосердие Твое». На ступени человека «благ» означает, что он творит благо тому, кому полагается благо, однако в правлении Всевышнего это качество возвышается до того, что даже к тому, кому полагается наказание, Он проявляет милосердие и откладывает расплату – в надежде, что тот исправит свои пути. «Ибо не иссякло милосердие Твое», «не иссякло» означает, что качество милосердия (Его) неиссякаемо, «и милосерден, ибо не исчерпалась благодетельность Твоя». Милосердие, проявляемое человеком, не даровое и имеет причину. Однако у Всевышнего милосердие Его – это полноценное дарование со стороны дающего, даже если нет оправдания этому со стороны получающего, «ибо не исчерпалась благодетельность Твоя». «Не исчерпалась» – не закончилась, ибо нет в правлении Всевышнего такого положения, чтобы «запланированная порция» благотворительности оказалась исчерпана, «издревле и доныне надеемся мы на Тебя». После того, как мы упомянули множество благодеяний, содеянных нам Всевышним разными путями, и усвоили это, в наших сердцах крепнет надежда на избавление, которое придет от Него, – надежда, превозмогающая страх из-за грехов. И в этом смысл слов: «издревле и доныне», то есть издавна и всегда – «надеялись мы на Тебя», и благодаря этому увеличиваются наши шансы на идущее от Него спасение. ВСТАВКА НА ХАНУКУ
«(Благодарим) за чудеса, и за избавление, и за могущество (Твое), и за спасение, и за войны (победоносные), которые свершил Ты отцам нашим в те дни, в это время (года).
В дни Матитьяу, сына Йоханана Хашмонея, первосвященника, и его сыновей, когда поднялось злодейское греческое царство против народа Твоего, Израиля, чтобы заставить его забыть Твою Тору и отвратить его от исполнения постановлений, выражающих волю Твою, – и Ты, по великому милосердию Твоему, стал на их сторону в их беде, вел (за них) борьбу их, был судьей на их суде, мстил за них. Предал сильных в руки слабых, и многочисленных – в руки немногих, и нечистых – в руки чистых, и нечестивых – в руки праведных, и злодеев – в руки занимающихся Торой Твоей. И прославил Ты имя Свое святое в мире Твоем, и народу Твоему, Израилю, свершил спасение великое и избавление в тот день.
И после этого пришли сыны Твои в Святилище Дома Твоего, и выбросили (идолов) из Чертога Твоего, и очистили Храм Твой святой, и зажгли светильники во дворах Святилища Твоего, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы возносить благодарность и хвалу Твоему великому Имени».
Наши мудрецы постановили, чтобы мы в дни Хануки вставляли в благословение «Мы признаем и благодарим…» отрывок Аль а-нисим – «За чудеса». Так как содержанием «Мы признаем…» является благодарность Всевышнему за чудеса Его, происходящие с нами каждый день, мудрецы присоединили к это-му благословению также благодарность за особые чудеса, совершенные Им для нас. Такая благодарность выражает собой самую суть того дня, как объясняется в Гемаре (Шаббат, 21б): «На следующий год постановили и сделали (те дни) днями Хануки, днями праздничными, с восхвалением и благодарностью», и Раши объясняет: «Чтобы читать (в эти дни хвалебный гимн) Аллель и произносить (отрывок) Аль а-нисим – «За чудеса» – (в благословении) «Мы признаем»».
За какое же из чудес Хануки мы благодарим в том отрывке? Как видно из слов его, мы благодарим только за спасение от греков, соответственно сказанному там: «Ты предал сильных в руки слабых и т.д.», тогда как чудо с маслом не упомянуто совершенно. А то, что мы говорим: «И зажгли светильники во дворах Святилища Твоего», связано со сказанным перед этим: «И выбросили (идолов) из чертога Твоего, и очистили Храм Твой святой» – от всей нечистоты чужих народов, и сделали новый светильник – менру, и новые принадлежности служения, и возобновили служение в Храме, и вновь зажгли менору, – об этом-то и сказано: «И зажгли светильники во дворах Святилища Твоего». Таким образом, чудо с маслом совершенно не упомянуто в данном отрывке, во всяком случае явным образом; и почему же? Ответ со-стоит в следующем: хвалебный гимн Аллель мы говорим в связи с чудом масла, а благодарность в от-рывке «За чудеса» – за помощь и спасение от греков.
«За чудеса». Это – продолжение «Мы признаем и благодарим… за чудеса, которые каждый день с на-ми» – в качестве дополнительной благодарности, «и за избавление». פֻּרְקָן – это арамейское слово, аналог которого на иврите – פִּדיוֹן – мы находим в Торе: וַיִפְדְךָ מִבֵּית עֲבָדִים – «И освободил тебя из дома рабства» )Дварим, 7:8(, и так перевел это слово Онкелос: ופרקך מבית עבדותא. Мы благодарим Всевышнего за то, что Он избавляет нас от бед, «и за могущество (Твое)». За то, что Он показывает нам Свое могущество, «и за спасения». Как кажется, פֻּרְקָן – «избавление» и תְּשׁוּעוֹת – «спасения» – это одно и то же; объяснение может быть следующим. הַפֻּרְקָן – это «избавление» в общем, как это было при исходе из Египта – сам по себе этот исход и освобождение из дома рабства было «избавлением», но уже после этого Всевышний выручал нас из многих бед и трудностей: когда стояли у моря – Он рассек нам его; и далее, при переходах в пустыне, было нечего есть – и Он дал ман и источник воды, и все это – «спасение». С чем это можно сравнить? Больной вышел из состояния, опасного для жизни, и это פֻּרְקָן – «избавление»; но он все еще нуждается во многих תְּשׁוּעוֹת – «спасениях», чтобы вернуться к своей прежней силе, «и за войны (победоносные)». Непонятно: разве войны – это хорошо, и почему мы благодарим за них? Поэтому некоторые комментаторы («Анаф Йосеф») считают, что правильная версия текста здесь – עַל הַמִּלְחָמוֹת – без буквы вав в начале, так, что вместе с предыдущим получается: וְעַל הַתְּשׁוּעוֹת עַל הַמִּלְחָמוֹת – «и за спасение посредством войн». Таким образом, благодарность выражается не за саму войну, которая сама по себе нехороша, а за спасение, пришедшее к нам через нее.
По нашей же версии – וְעַל הַמִּלְחָמוֹת (с буквой вав) – возможно следующее объяснение: мы благодарим Всевышнего, так как, хоть сама по себе война нехороша, когда была в ней нужда, Всевышний вел ее ра-ди нас до победы, и этим прославлено было Его имя (согласно комментариям р. Я. Эмдина), «которые свершил Ты отцам нашим в те дни, в это время (года)». По простому смыслу בַּיָּמִים הָהֵם – «в те дни» – означает «в ту эпоху», а בַּזְּמַן הַזֶּה – «в это время» – означает «25-го кислева». А некоторые приводят для объяснения следующее толкование: после того, как Ты совершил нашим отцам בַּיָּמִים הָהֵם – «в те дни» – ישועות – спасение, остался навеки открытым «вход» в спасение, и потому также и в наши дни, то есть בַּזְּמַן הַזֶּה – «в это (наше) время», являются эти дни днями ישועה – «спасения». Комментатор Левуш считает верной следующую версию: בַּיָּמִים הָהֵם וּבִזְּמַן הַזֶּה – «в те дни и в это время». Другими словами, мы благодарим как за чудеса, которые были «в те дни», так и за те, которые Всевышний творит нам повседневно – «в это (наше) время».
«В дни Матитьяґу, сына Йоханана Хашмонея, первосвященника, и его сыновей». Здесь мы упоминаем имена людей, в дни которых происходило чудо, – подобно тому, как говорим в Пурим: «В дни Мордехая и Эстер, в столичном городе Шушан», – и не приводим дату, в каком году от сотворения мира это было или на какой год существования Второго Храма. Эпоха получает свое название по имени праведников, которые в ней жили, поскольку благодаря им и их заслугам пришло спасение и совершены были великие деяния той эпохи, как сказали наши мудрецы )Йома, 38б(: «Увидел Всевышний, что праведники немногочисленны, взял и распределил их по всем поколениям». Другими словами, каждой эпохе Он дает своих праведников, которые создают и формируют ее облик соответственно тому особенному и индивидуальному, что есть в их Торе и служении Ему, – и потому они дают свое имя эпохе.
«Матитьяґу, сына Йоханана». Упомянуто имя отца, тогда как имя отца Мордехая не упомянуто. Объясняют это тем, что Йоханан-первосвященник был известным праведником, и необходимо упоминать о заслугах отцов,«сына Йоханана, первосвященника». Имя человека указывает на его суть (как мы находим в Йома, 83б: «Рабби Меир вникал в имена людей и т. д.», см. там); так это и с именами Матитьяґу и Йоханан. Пер-вое из них – מַתִּתְיָהוּ – состоит из двух частей: מתת – означает «дар», и י--ה--ו – одно из имен Всевышнего; Матитьяґу ощущал, что все, что есть у него – дар от Всевышнего. Также и Йоханан: его имя – יוֹחָנָן – со-стоит из י--ו – одно из имен Всевышнего, и חנן – «одарил»; он ощущал, что Всевышний одарил его по милости Своей. Человек, который чувствует, что все, что есть у него, и даже его естественные свойства – это дар от Всевышнего, достоин того, чтобы Всевышний творил ему чудеса. После того, как он достиг ступени, на которой чувствует, что также и вещи естественные – это милость Всевышнего к нему, Все-вышний добавляет ему чудес, чтобы укрепить его в вере. (В свете этого становятся ясными слова Гемары) Брахот, 57а(: «Тому, кто видит во сне (имена) Ханина, Ханания, Йоханан (написанными), сотворено будет множество чудес». Это означает: тот, кто чувствует, что все – милостивый дар от Всевышнего, удостаивается чудес). И потому Всевышний сотворил великие чудеса через Матитьяґу, «Хашмонея». Это – имя семейства. А некоторые говорят, что Хашмоней означает «величие», как в Писании: «Придут חשמנים – «вельможи») Теилим, 68:32(, – важные вельможи называются חשמנים, «когда поднялось злодейское греческое царство против народа Твоего, Израиля».
Греческое царство было царством и властью злодейскими, стремящимися оказать давление עַל עַמְּךָ יִשְׂרָאֵל – «на народ Твой, Израиль», «чтобы заставить его забыть Твою Тору и отвратить его от исполнения постановлений, выражающих волю Твою». Наши законоучители объясняют различие между событиями Хануки и Пурима: в тех, с которыми связан праздник Пурим, было жесточайшее постановление, касающееся физического существования евреев: «истребить, убить и погубить» )Эстер, 7:4(, тогда как во времена Хануки был запрет заниматься Торой и заповедями, и евреи-эллинисты, согласные с греками и их «мудростью», и шедшие их путем, пребывали в полном благополучии; греки хотели лишь отменить Тору и заповеди, но не уничтожить еврейский народ.
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Пятница, 29.11.2013, 01:55 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ – ПРОТИВ МУДРОСТИ Б-ЖЕСТВЕННОЙ «заставить его забыть Твою Тору». Это было главным в войне, которую вела Греция. На первый взгляд, это удивительно: ведь греки были велики в премудрости своей, и она почитается в мире за образец; почему же они так упорно воевали с Израилем? В том-то, однако, и дело: греки чтили и уважали мудрость – но только человеческую. Согласно их мировоззрению, человек – господин над мудростью, и он способен собственными силами совершенствовать мудрость и науки. Они не хотели признавать существование, превосходство и верховенство мудрости Торы – Б-жественной мудрости – над человеческой, признавать, что человек обязан устранять свою мудрость и самого себя перед ней. Им мешал тот факт, что народ Израиля привязан к мудрости Торы и неотделим от нее, что еврейский народ устраняет перед ней свой разум, – и потому постановили לְהַשְׁכִּיחָם תּוֹרָתֶךָ – хотели «заставить его забыть Твою Тору», ведь она – Тора Всевышнего, которая превыше людского разума. По этой причине они не удовлетворились тем, чтобы еврейский народ не изучал Тору, и хотели לְהַשְׁכִּיחָם – «заставить его забыть» ее, принуждая и соблазняя пожелать и полюбить в своем сердце их, греческую «мудрость» и таким путем забыть Тору. Ведь забывание и память зависят главным образом от желания: то, что человек желает и к чему направлены его устремления, он помнит хорошо, а то, чего не хочет – забывает, как мы учим в Мишне )Пиркей авот, 3:10(: «Каждый, кто забывает что-то одно из того, что учил… губит этим свою душу только тогда, когда предается безделью, стирая из сердца [слова Торы]», – сказано здесь «из сердца», но не «из разума». Наш учитель, рав из Поневежа, благословенной памяти, следующим образом объясняет обычай дарить детям деньги в Хануку. Греки запретили изучать Тору, и когда после победы над ними нужно было возвратить детей к учебе, давали им немного денег и таким путем пробуждали в них любовь к ней; подобное этому пишет Виленский Гаон в своем послании [к жене перед отъездом в Землю Израиля]. И от учебы не во имя самой Торы дети переходили к учебе во имя ее самой; в память об этом и с той же целью мы тоже дарим детям «ханукальные деньги». «и отвратить его от исполнения постановлений, выражающих волю Твою». Как уже говорилось, согласно мировоззрению греков, «человеческая мудрость» превыше всего, и человек должен делать только то, что он понимает своим разумом. Из этого следует, что он не должен исполнять постановлений Всевышнего, причин и смысла которых не может постичь, и так сказали об этом наши мудрецы )Йома, 67б(: ««Постановления мои исполняйте» )Ваикра, 19:19( – такие, против которых Сатан [дурное побуждение] и народы мира выдвигают возражения, как например, запрет на свинину и шаатнез [смесь шерсти с льном]», – поскольку устранение себя перед Всевышним и Его волей противно самой сути этих народов и основам их существования. И потому, когда Всевышний приходил к народам мира, чтобы дать им Тору, они спрашивали: «А что в ней написано?» )см. Сифри, начало гл. Везот а-браха(. Другими словами, только если мы понимаем своим разумом, что так нужно делать, сделаем это; но община Израиля не спрашивала: «что в ней написано?», а сказала: «Исполним и поймем!» Мы принимаем на себя исполнение воли Всевышнего даже без понимания, и в этом – величие Израиля. И это хотели греки искоренить. Следует понимать, что греки запретили исполнение всех заповедей, а не только «постановлений», но почему же тогда сказано: «и отвратить его от исполнения постановлений, выражающих волю Твою»? Объяснение таково: греки тоже понимали, что человек должен вести себя порядочно, пристойно, и идти честной дорогой, ведь у них были большие философы, писавшие книги о нравственности и исправлении душевных качеств, такие, как Аристотель, написавший книгу о хороших качествах, – но все, как уже говорилось, в рамках человеческого понимания: добрые качества и воспитанность – но только в той мере, в какой человеческий разум обязывает и понимает. Но у еврейского народа понятие «добрые качества» соответствует тому, чему учит нас Тора, и это намного превышает то, к чему обязывает разум. Например, качество хесед – «милость, благотворение» – мы изучаем в Торе на примере добрых дел нашего отца Авраама, который учился этому качеству на добрых деяниях Всевышнего, неизмеримо превосходящих меру милосердия, диктуемую нашим разумом. И точно так – во всех качествах, которые мы учим, наблюдая пути Всевышнего, которые открывает нам Тора, а не следуя лишь повелениям разума. Оказывается, таким образом, что все части Торы у нас – это חוקים – «постановления», поскольку определения и детали заповедей не могут быть продиктованы нам разумом, чтобы мы исполняли их только определенным образом, и мы делаем это лишь в силу повеления Всевышнего. И даже части их, понимаемые разумом, как, например, основы заповедей, называемых משפטים – «правопорядками», – также и они попадают в категорию חוקים – «постановлений». Сказано: «Если спросит тебя сын твой… каковы свидетельства, постановления и правопорядки, которые заповедал Г-сподь, Б-г наш вам?» )Дварим, 6:20(, и ответ заканчивается там следующими словами: «И повелел нам Г-сподь исполнять все эти постановления» (там, 6:24); таким образом, на вопрос сына о свидетельствах и правопорядках, которые он хочет понять, ему отвечают, что все это включается в постановления, которые мы исполняем в силу того, что они выражают волю Всевышнего, а не потому, что мы понимаем их (по р. Ш. Р. Гиршу). И в этом смысл слов וּלְהַעֲבִירָם מֵחֻקֵּי רְצוֹנֶךָ – «и отвратить его (Израиль) от исполнения постановлений, выражающих волю Твою», мы исполняем все заповеди не потому, что понимаем их, а как «постановления», поскольку Всевышний заповедал их, и в них – Его воля. Этого греки не могли терпеть, так как это противоположно их воззрениям, и этим объясняется наложенный ими запрет. «и Ты, по великому милосердию Твоему». Но не в заслугу наших добрых дел. Ведь тяжелые постановления греков против Израиля действовали в течение пятидесяти двух лет [Рамбам, Игерет Тейман] – пока не восстали Матитьяу и его сыновья, а до того Всевышний дал грекам все возможности властвовать над Израилем и творить ему зло. Ибо таков образ действий Всевышнего: все время, пока не про-явится с нашей стороны какое-то «пробуждение снизу», хотя бы с булавочное острие, Он не спасает нас. Так было и тогда: те постановления продолжались, пока не восстали и не пробудились Матитьяу и его сыновья, чтобы пожертвовать собой, защищая честь Имени Всевышнего; при этом имя «Матитьяу», как было сказано выше, говорит о его понимании того, что все зависит от дара Всевышнего, и потому, не-смотря на то, что они были евреями «из народа», все-таки это было какое-то пробуждение к самопожертвованию и вере в милость Всевышнего; и тогда Он спас их «с великим милосердием». Хотя Хашмонаим и сражались с греками самоотверженно, наши мудрецы совершенно не упоминают об этом в благодарении «За чудеса»; напротив, они подчеркивают: «И Ты, по великому милосердию Твоему, стал на их сторону … вел (за них) их борьбу и т. д.», чтобы не закралась в сердца наши мысль, что Хашмонаим были «соучастниками» Всевышнего в победе, и не уменьшилась, даже не-много, наша обязанность восхвалять Его. «стал на их сторону в их беде, вел (за них) их борьбу». Всевышний вмешался в нашу борьбу с грека-ми и вел ее ради нас. «был судьей на их суде». Само по себе вступление в борьбу ради нас было первым этапом, и результат его – «Ты был судьей на их суде», а именно: после того, как Он увидел, что мы преследуемые за исполнение Торы и заповедей, мера суда обязывала Его помочь нам и удалить наших врагов; и тогда Он привел в действие Свой суд. «Ты мстил за них». Всевышний мог помочь Израилю и спасти его от врагов без того, чтобы Израиль увидел их гибель; но когда Он наказывает и устраняет их из мира (на глазах Израиля) – это «месть». Всевышний осуществлял «месть за них (за Израиль)», и при этом освящалось имя Его, как сказали наши мудрецы (Бемидбар раба, 22:2): «Всевышний сказал: «месть (Мидьяну) за Израиль», а Моше сказал: «месть за Г-спода»; сказал ему Всевышний: «За вас требуется отомстить»… сказал Моше: «Не нас преследуют, но за Тору и заповеди, которые ты дал нам, (нужно мстить), и потому месть – за Тебя»». Ибо говоря здесь о мести, мы не имеем в виду желание увидеть месть Всевышнего ради своего удовольствия или удовлетворения естественного стремления отомстить, но, когда Всевышний показывает Свою месть врагам Израиля, которые являются Его врагами, – освящается имя Его, так как все видят милость Его и любовь к Своему народу, а также Его великую мощь и справедливость суда над врагами. «Предал сильных в руки слабых». Всевышний хотел показать грекам, что их воззрения, согласно которым все зависит от человеческого разума, в корне ошибочны. Ибо не этот разум властвует, и не тот, кто использует в войнах своих естественные средства, которые по логике людской должны принести по-беду, действительно побеждает. И потому Всевышний предал сильных и многочисленных в руки слабых и малых числом. Искажающие истину говорят, что евреи были силачами, и у них было то преимущество, что они были местными жителями и хорошо знали места, где можно прятаться и устраивать засаду, и потому, даже если их было меньше, они имели превосходство. Но наши мудрецы свидетельствуют, что это никоим об-разом не было причиной победы; напротив, они были слишком слабы и малочисленны, чтобы победить естественным путем. [Евреи-эллинисты, которых было немало, тоже были местными жителями. Примеч. редактора]. «и многочисленных – в руки немногих, и нечистых – в руки чистых, и нечестивых – в руки праведных, и злодеев – в руки занимающихся Торой Твоей». Наши мудрецы говорят здесь о пяти вещах, и в простом понимании смысл двух первых из них отличается от смысла трех последних. «Сильных в руки слабых» – вопреки тому, что те были слабы; и также «многочисленных в руки немногих» – вопреки тому, что те были немногими, и при естественном ходе событий многочисленные и сильные должны победить. Но Всевышний помог им, и они победили – и это было чудо. Однако дальше сказано: «и нечистых – в руки чистых, и нечестивых – в руки праведных»; и смысл здесь вот в чем: из-за того, что евреи были чистыми и праведными, справедливым было со стороны Всевышнего помочь им победить. Не было в этом чуда, и только так должно было произойти. Также и для двух первых вещей можно предложить следующее объяснение. Всевышний предал сильных и многочисленных в руки слабых и немногих именно потому, что они были слабыми и немногими, а не вопреки этому. Ведь они ощущали эти свои слабые стороны и осознавали, что у них нет никакой возможности победить в войне естественным путем, и потому не полагались на свои силы, а шли воевать с самопожертвованием, ради освящения имени Всевышнего, а не полагаясь на чудо. Конечно, нужно на-деяться на спасение, которое придет от Всевышнего, и на Его чудеса, но нельзя быть уверенным в этих чудесах, поскольку при такой уверенности нет самопожертвования – а потому и чуда не будет, как сказали наши мудрецы (Торат коаним, Ваикра, 22:32): «И потому сказали, что всякому, кто совершает само-пожертвование с условием, что для него будет сотворено чудо, – не будет сотворено ему чудо; а тому, кто делает это без такого условия – будет сотворено чудо». Рассказывают наши мудрецы (Берешит Раба, 80:58), что наш отец Авраам пошел на смерть ради освящения имени Всевышнего; его бросили в печь – и он спасся. А у его брата Арана было сомнение в сердце, и только после того, как спасся Авраам, он согласился тоже быть брошенным в печь, будучи уверенным, что спасется, как Авраам; но это не было самопожертвованием – и он не был спасен. Но Матитьяу и сыновья его, осознавая свою слабость, не полагались на свои силы, а с другой стороны – не полагались и на чудо, а предавали себя воле Всевышнего и жертвовали собой ради Его Имени, – и потому Он помог им. Оказывается, таким образом, что все пять вещей стали причиной того, что Всевышний предал греков в их руки. «и злодеев – в руки занимающихся Торой Твоей». Следует понять, в чем заключается здесь смысл противопоставления тех и других. В других вещах он вполне понятен – «сильных в руки слабых» и т.д., – но в чем противоположность «злодеев» и «занимающихся Торой твоей»? Кто такой «злодей» – можно объяснить на основе стиха Писания: «Гордец-злодей (буквально «злонамеренный») – «насмешник» имя его» (Мишлей, 21:24), и еще мы находим в Писании: «Злодеи осмеивали меня чрезвычайно» (Теилим, 119:51), таким образом, злодей – это насмешник. И сказали наши мудрецы (Пиркей авот, 3:3): «Если сидят двое, и нет в их беседе слов Торы, это – собрание насмешников». Непонятно: почему двое, сидящие за пустой беседой, ни над кем и ни над чем не смеющиеся, называются «собранием насмешников»? Объяснение таково [рабейну Йона там же и в «Шаарей тшува», 3:177]: если человек, который знает или дол-жен знать о важности Торы, не использует свободное время для ее изучения, то это означает не что иное, как то, что он пренебрегает в сердце своем заповедями и наградой будущего мира, и такое называется насмешкой над Торой. Также и греки были «злодеями», насмехавшимися по злобе сердца своего над Торой и теми, кто изучает ее. Над чем они смеялись? Ведь они сами были умудренными и ценили мудрость, а еврейский мудрец – тоже мудрец! Главное, над чем они смеялись – над «занимающимися Торой Твоей» (как они называются в тексте благодарения)! За <сами> занятия Торой человек удостаивается высокой ступени и награды; другими словами, мы обязаны тяжело трудиться над ее изучением – независимо от того, достигнем ли верных выводов, получим какие-то результаты и пользу от учебы, или нет. Ибо на нас возложена обязанность трудиться над Торой потому, что она – Тора Всевышнего; и таким путем мы удостаиваемся награды. О том же говорит Хафец Хаим по поводу слов: «Мы [изучающие Тору] трудимся – и получаем на-граду» [и далее там: «а они [все остальные] не получают награду»]; и он спрашивает: но ведь все трудятся и получают награду! Однако все получают награду соответственно пользе от их трудов [в земных делах], а мы – за труд и соразмерно этому труду, а не пользе и результату, достигаемым в учебе! Такой взгляд на вещи полностью противоречит «мудрости» греков, поскольку вся их «мудрость» была лишь средством для извлечения пользы и улучшений в разных областях жизни. Однако как можно заниматься Торой ради нее самой, без другой цели – этого они не понимали, и потому высмеивали занимающихся Торой и воевали против них со злым умыслом в сердцах. И в конце именно «занимающиеся Торой», те, которые трудятся над ней, победили «великую греческую мудрость»; и победа эта была не только материальной, но и духовной, поскольку «мудрость Греции» ослепила и соблазнила многих, и Матитьяу и его сыновья изгнали ее из Святой Земли. «И прославил Ты имя Свое святое в мире Твоем». Хотя в молитве о чудесах говорится о спасении Израиля, мы прежде всего подчеркиваем, что результатом победы было освящение имени Всевышнего, ибо благодаря ей открылась перед всеми высота и святость Торы, а также высота и святость народа Израиля – против нечистоты «человеческой мудрости» Греции. И также познаны были пути Всевышнего, помогающего тем, кто надеется на Него, и увидели все Его величие в том мире, о котором сказано: «в мире Твоем», то есть «принадлежащем Тебе». Ведь греки властвовали там пятьдесят два года, и можно было уже впасть в заблуждение и подумать, будто мир – бесхозный, нет в нем суда и нет судьи… И Все-вышний не спасал все эти годы, пока не было «пробуждения снизу». И осквернение Имени Б-га, исходившее от власти зла, засчитывалось нам в вину. Ведь из-за того, что мы не пробуждались, мы создавали тому причину – но после победы все увидели, что Всевышний – это Хозяин мира, того, о котором сказа-но: «Твой мир». Еще одна вещь, которую мы подчеркиваем: «и народу Твоему, Израилю, свершил спасение великое и избавление в тот день (буквально: «как в этот день»)». Подобно сказанному в Писании: «И сделал Ты Себе Имя в этот день (буквально: «как в этот день»)» (Нехемия, 9:10). Можно объяснить это так: здесь имеется в виду то же, что и в словах Яакова (Эсаву): «Продай мне сегодня же (буквально: «как в этот день») первородство твое» (Берешит, 25:31), и Раши объясняет: ««Как в этот день» – который ясен» [то есть что-бы продажа была безусловной – «ясной как день»]. И так же здесь: «как в этот день» – чтобы спасение было ясным и несомненным, «ясным как день». Книга «Эц Йосеф» приводит следующее объяснение: «Также и сегодня день этот – день спасения и избавления, ибо каждый год в эти дни является чудо, и Всевышний изливает на Свой народ спасение и избавление». Это означает, что благодаря тому, что в эти дни было спасение и чудеса, во всех поколениях за ними сохраняется это особое свойство – быть днями спасения. Еще можно сказать, что главной целью бедствий, которые посылает Всевышний на Свой народ, и следующего за ними спасения, является тшува – возвращение народа нашего к Нему, и то, чтобы мы осознали Его бытие и опеку Его над нами – и слушались Его. Спасение – не цель, а средство. Как только сыны Израиля спросили: «Есть ли Г-сподь среди нас?» – пришел Амалек. Наши мудрецы при-водят пример тому (Танхума, Итро, 3): «Сын сидит на плече у отца, и отец дает ему все… Увидел сын другого человека и спрашивает: «Не видал ли ты моего отца?»… Сказал ему отец: «Ты едешь у меня на плече – и спрашиваешь, где я?» Сбросил его с плеча; пришла собака и укусила его». Нет сомнения, что сбрасывание с плеча и укус собаки – это не просто наказание; цель здесь такова, чтобы сын вдумался в это происшествие и понял, что наказание постигло его от отца, чтобы он вновь приблизился к отцу. И таково правление Всевышнего во всех бедах и спасении, чтобы мы укреплялись в вере в Него. И потому каждый год, когда мы пробуждаем в наших сердцах память о тех событиях, о бедствиях и спасении от них, посредством зажигания свечей и благодарений в дни Хануки, и укрепляемся в признании того, что рука Всевышнего совершает все, – мы и сегодня достигаем цели спасе-ния. И в этом смысл сказанного, что то великое спасение – «как в этот день» (сегодня). «И после того пришли сыны Твои в Святилище Дома Твоего». После победы они могли возвратить служение в Храм. «и выбросили (идолов) из Чертога Твоего». Выбросили из Храма всех истуканов и идолопоклонническую мерзость, внесенную туда греками. «и очистили Храм Твой святой» – от всех видов нечистоты, которая была там. И также произвели очищение принадлежностей, оскверненных греками, и сделали новую менору (семисвечник) (Рош а-шана, 24б). «и зажгли светильники во дворах Святилища Твоего». По простому смыслу – возвратили службу зажигания светильников меноры, и в этих словах есть только намек на чудо с маслом. Нет сомнения, что мы благодарим Всевышнего за чудеса, которые Он совершил для нас, но главная благодарность – за то, что Он возвратил нам возможность служить Ему в Храме. «и установили эти восемь дней Хануки». Смысл слова חנוכה – Ханука, или חנו – כה – Хану – ка, таков: хану (покоились, отдыхали) 25-го (кислева; 25 – сумма числовых значений כה) Таким образом, название праздника указывает не на войну и победу, а на покой. Народы мира радуются своим победам, а мы радуемся результату победы, которая дала нам возможность вновь служить Всевышнему. Только служение Всевышнему находится в руках человека, как сказали наши мудрецы (Брахот, 33б): «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами», и когда Хашмонаим выходили на войну, единственной их целью было восстановить служение в Храме и жизнь, основанную на Торе. И потому так подробно перечислено здесь то, что было сделано ими после победы: «И после того пришли сыны Твои в Святилище Дома Твоего… и выбросили… и очистили… и зажгли», – научить нас тому, что единственное, что мы обязаны делать, и что в наших руках, – это исполнение Торы и заповедей, а все остальное делает и будет делать Всевышний – и Он один. «чтобы возносить благодарность и хвалу Твоему великому Имени». Дни Хануки были установлены ради двух вещей, которые мы должны в эти дни делать: לְהוֹדוֹת – благодарить Всевышнего за спасение благодарением «За чудеса», и прославлять Его в гимне Аллель за все чудеса, включая чудо с маслом. В слове «благодарение» – двойной смысл. Во-первых – это признание истины, а во-вторых – это собственно благодарность. Когда мы признаем истину, состоящую в том, что все, что происходит с человеком – от Всевышнего и на благо человеку, то это само собой приводит к тому, что мы благодарим Его. По этой причине «признание» предшествует «прославлению»: прежде, чем человек достигнет того, что будет способен прославлять Всевышнего, он должен «признать», то есть осознать и согласиться с той истиной, что все – от Него.
ОКОНЧАНИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ «МОДИМ» «И за это все да будет благословляемо и возвышаемо Твое имя, о Царь наш, постоянно, безгранично, вовек. И сделай запись о жизни хорошей для всех, с кем заключил Ты союз. И все живые возблагодарят Тебя вовек, и будут прославлять Твое имя воистину, о Б-же – благотворящий и помогающий нам вовеки. Благословен Ты, Г-сподь, чье имя – Добро, и Тебя надлежит благодарить!» «И за это все». За все виды благодеяний, о которых мы упоминали и за которые мы благодарим, «да благословится». Да будет воля Твоя на то, чтобы все обитатели мира признали, что Всевышний – источник всех благословений, и благодарили Его за это, «и да возвысится». Чтобы Он вложил в сердца всех сотворенных желание признать Его превознесенность, «имя Твое». Имя выражает сущность того, кто его носит. Верно, что имена Всевышнего не определяют сущность Его, совершенно недоступную постижению, а только то, что Он открыл нам относительно путей Своего правления, и здесь особо имеются в виду многочисленные открытия Его благотворения и добра, проявляемых к нам, «о Царь наш». Все проявления благодетельности Твоей к нам – «имя Твое» – мы связываем с тем, что ты – «Царь наш», действующий на благо Своих подданных и обеспечивающий их потребности, «постоянно». Благодарить и превозносить мы должны «постоянно» – изо дня в день, постоянно, «безгранично, вовек». לְעוֹלָם – без конца и ограничения во времени; וָעֶד – также и в мире вечном. «И все живые возблагодарят Тебя». Не только здоровые и довольные своей участью должны благо-дарить Всевышнего за многие Его благодеяния, полученные ими от Него, но и нуждающиеся, и находящиеся в беде, – благодарить за великий подарок Его – жизнь, «вовек». За само свое право на жизнь – должны благодарить постоянно, «и будут прославлять Твое имя воистину». Мы не только благодарим за благие дела, которые делает Всевышний для нас, – и здесь возможен наш собственный интерес и расчет, что в заслугу этой благодарности Всевышний будет делать для нас еще больше. Мы прославляем, с восхвалением и песней, «имя Его» – раскрытие правления Его, связанного с благотворением, на основе внутреннего – «истинного» – осознания величия Всевышнего, воспринимаемого нами через множество Его благих деяний в Творении, без примеси своего личного интереса; и в этом смысл слов: «и будут прославлять Твое имя воистину», «Б-г благотворящий». Имя Б-га, выражающее Его мощь и напор в проявлении качества хесед (благо-творения) и указывающее на могущество Его в тех великих благах, которые Он дает сотворенным, «спасающий нас и помогающий нам». «Спасение» (здесь) – это вызволение из глубины бедствия, постигшего человека, а «помощь» – поддержка и содействие в противостоянии трудностям. И, как кажется, «спасение» – более сильное и существенное действие, чем «помощь», и потому следовало бы говорить «помогающий нам и спасающий нас», от меньшего к большему. Но человеку свойственно откликаться скорее, когда нужно спасти кого-то от беды, чем когда требуется помочь тому, кто пошатнулся, и под-держать его, чтобы он устоял. И потому мы восхваляем Всевышнего, «спасающего нас», и более того – даже «помогающего нам» не упасть. «вовеки». Мы благодарим постоянно – в любом положении – за спасение и помощь. «Благословен Ты, Г-сподь, чье имя – Добро». «Имя»: важнейшее из всего, что Он открывает нам в Своем правлении, – то, что Он – «добро»; Он – источник добра, множащий благодеяние, «и Тебя надлежит благодарить». Мало того, что нас обязывает долг благодарности перед Всевышним; мы жаждем благодарить Его и счастливы, что нам дарованы эта возможность и это право. В этом смысл слов «и Тебя надлежит благодарить»: это достойно и уместно. Перевод – рав П. Перлов. Опубликовано в журнале "Беерот Ицхак", номер 39
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Пятница, 29.11.2013, 02:06 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЬЮ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ По материалам уроков рабанит Эстер Битански «Большая заповедь – быть в радости постоянно» (Рабби Нахман из Бреслава). Детство наших детей совершенно не похоже на детство их родителей. Если в наши времена не в каждом доме мог быть телефон, то современные технологии предлагают (кроме домашнего телефона) мобильный телефон, компьютер, безлимитный (к сожалению – во все смыслах) интернет и еще много такого, чего лучше бы и не было. Но, к сожалению, контроль над временем не в нашей власти… Выиграть войну с мировыми коммуникациями можно и нужно, и в нашем арсенале есть мощное оружие: коммуникация семейная. Жизнь – от начала и до конца – дана Свыше, и если мы думаем, что хоть что-то можем решать – это ошибка. Вы замечали, что даже среди ваших детей одни как будто рождаются идеальными, и с ними легко все время, а другие не слезают с рук и все время требуют новых развлечений? Не спешите скупать все книги по воспитанию детей, и не стоит из-за этого искать изъяны в себе как в родителях. Просто все дети – разные! Есть мужья (правда, есть!), которые не забывают принести в дом цветы и вынести мусор, а ваш муж забыл про годовщину свадьбы. Совсем из области фантастики – мама, которая в полном вос-торге от того, как вы ведете хозяйство (а заодно и от ваших детей с мужем). Невероятно, но факт: мы не можем кардинально изменить ситуацию, но в наших силах изменить свое отношение к ней! Истина, знакомая каждому чуть ли не с детства, и не стоило бы об этом писать, если бы она так часто не забывалась. Мы можем управлять своей жизнью – с точки зрения того, как мы принимаем ее подарки. В жизни нет универсальных правил. Зазубренное в школе 2+2=4 никак не применить к ежедневным испытаниям – сумма может выйти и 5, и 50, а двойки могут и вовсе не сложиться. Однако все мы – режиссеры, и в исходном задании у нас – лишь набор актеров и сцена. Будет это драма, трагедия, комедия или фарс – решать нам. Один из потомков рава Авраама Яакова Пама (выдающегося наставника американского еврейства) де-лился воспоминаниями детства. Его родители вынуждены были поехать работать за границу, и в том месте, где они поселились, все мальчики в его классе имели дома телевизор (и, конечно же, смотрели его). Ребе в религиозной школе даже пришлось установить специальные призы тем мальчикам, которые смотрели телевизор меньше: не четыре часа в день, а три с половиной – призовой балл; наберешь много баллов – получишь большой приз. Мальчик из семьи Пам никогда не получал ни баллов, ни призов – ведь у него в доме не было телевизора, и, соответственно, меньше смотреть было просто нечего. Когда одноклассники звали его к себе домой поиграть, он предпочитал приглашать их к себе – и они неплохо проводили время, прыгая на батуте и играя в многочисленные игры. Он вспоминает, что за все эти годы родители ни разу не запретили ему смотреть телевизор – он просто не понимал, зачем ему это нужно. Атмосфера в доме была настолько пропитана святостью, что всякому становилось очевидным, что телевизору здесь просто не место. Разве в таком чистом месте кто-нибудь захочет запачкаться? История многолетней давности имеет к нам самое непосредственное отношение. «Почетное» место телевизора у нас занял интернет. Главы поколения наложили однозначный запрет на неограниченное использование интернета, специальные компании делают за нас всю «грязную работу», очищая, насколько это возможно, интернет от всякого мусора, который все же попадает (по рабочей необходимости) в наш дом. Однако слово «интернет» можно услышать из уст любого пятилетнего ученика хедера, и наша задача – сделать так, чтобы слово это так и осталось абстрактным понятием, совершенно не связанным с нашими святыми детьми. Женщина названа в Торе акерет а-байт, основа дома. Наша задача – с одной стороны, построить надежную оборону от всего неподобающего, а с другой – обеспечить внутреннюю защиту: своим теплом, вниманием, позитивным отношением. Ведь то, что исходит от нас, буквально «отражается от стен» и проникает в каждого домочадца. И со временем мы сможем увидеть свое отражение в детях. Каким оно будет, приятным или не очень – зависит от нас. Любой человек не идеален, и именно для исправления себя мы пришли в этот мир. А что нам делать, как родителям, когда мы замечаем в своих детях что-то не совсем хорошее? Стоит ли хвататься за голову и винить себя во всех бедах в мире? Видится, самое время вспомнить, что все решает наше отношение к ситуации – и среагировать с максимальной мудростью. Ведь именно наша реакция отразится в наших детях и со временем выльется в устойчивое качество их характера. Но как можно все контролировать, спросите вы? Ответ может вас удивить, но он подтвердился много раз на практике: никак. Более того, «тактика страуса» в таких ситуациях может спасти многих родителей и их детей (особенно взрослых) от ненужных стрессов. Если мы не знаем (или делаем вид, что не знаем) о каком-то происшествии, то и наша реакция на него не требуется, и, возможно, ситуация разрешится сама собой. Но если уж мы дали понять подростку, что все видели и знаем – то и реакция наша должна быть соответственной, и стоит приготовиться к тому, что она не всем понравится. Дурной пример, несущий негативную окраску, крайне заразителен. Вы замечали, как порой посередине игры один из детей вдруг ломает башню со словами: все, надоело, я не хочу больше строить – и все остальные дети вдруг понимают, что и им строить надоело? А этот неловкий момент за семейным столом, когда еда уже разложена по тарелкам, и вдруг один из братьев заявляет, что он это не будет, потому что это гадость – и все его братья и сестры, как по команде, воротят носы (если вообще не встают из-за стола)? И ведь за минуту до этого все с увлечением строили, и готовы были с аппетитом съесть любимое блюдо! Что произошло? Негатив. Тот самый, который заразителен, и которого нам стоит постараться максимально избегать – ведь, видя в семье хорошее отношение ко всему, дети примут позитивную ре-акцию как нечто само собой разумеющееся! Вы когда-нибудь собирали своих детей утром в школу? Я сейчас не говорю об идеальных семьях (да, они, видимо, существуют, просто очень далеко), в которых одежда аккуратно разложена на стуле с вечера, а школьный рюкзак висит на крючке у входа. Я говорю о ситуации в среднестатистической еврейской семье, где в последние три секунды маме (или папе, а иногда и обоим родителям) нужно собрать пять или шесть детей одновременно? Один только натягивает носки, второй дочищает зубы, третий наспех мажет бутерброд шоколадной пастой. В таком аврале всегда вдруг теряется очень важная тетрадка или второй ботинок – и вы кричите ребенку (потому, что говорить нормальным голосом в общем шуме просто бесполезно): посмотри под кроватью (в ящике, в коридоре)! Ребенок искренне ищет – и не находит. Тогда маме приходится находить еще одни последние три секунды в дополнение к первым послед-ним трем секундам, и идти на поиски ботинка самой. Мы отодвигаем рюкзак, толкаем мячик, поднимаем куртку – и вот он, ботинок, нашелся именно там, где мы и думали! Знаете, почему у ребенка не получи-лось, а мама нашла? Потому что мы ищем не глазами, а сердцем: я знаю, что он должен был быть где-то здесь, я сама его туда положила, и мне очень-очень важно его найти! Вы еще не догадались, к чему та-кое сравнение? Да, именно: с таким же усердием и тщательностью, как мы ищем ботинок, нам стоит стараться искать хорошее в жизни! Сказал царь Давид: «Каков человек, жаждущий жизни, стремящийся к долголетию, чтобы увидеть доб-ро?» (Теилим, 34:13). Увидеть добро – вот тот принцип, который так ценил Хафец Хаим: полноценной может быть только такая жизнь, в которой человек все силы тратит на поиски добра, жизнь человека, принцип которого – ладун ле-каф зхут, судить людей с лучшей стороны! Все в наших руках, в наших сердцах и в наших головах. Наша радость и веселье в жизни, без которых невозможно настоящее Служение, зависят от нашего отношения. Не случайно слова бе-симха (в радости) и махшава (мысль) имеют одинаковые буквы: стоит нам немного подумать, как мы сможем увидеть все хорошее, что посылает нам Всевышний, каждый день! Недавно раббанит Битански позвонила женщина, и некоторое время не решалась задать свой вопрос, но, в конце концов, решилась: Эстер, у меня в жизни все так хорошо, что даже страшно! Что мне делать? Совет на этот случай: благодари Всевышнего! Молись! Проси, чтобы Он дал еще! Используй это время для того, чтобы исполнить еще больше заповедей, просто отдыхай и набирайся веры – ведь никогда не знаешь, что готовит завтрашний день! Воспитывай в себе чувство благодарности – и, когда оно войдет в привычку, никакие испытания не смогут тебя сломить! Вы когда-нибудь были в фирменном ювелирном магазине? На витрине в красивых коробочках выставлены колье и браслеты, на специальных стоечках висят серьги – все очень красивое и, конечно, дорогое. В таком разнообразии нетрудно потеряться – но, в конце концов, можно выбрать несколько изделий на примерку. Но даже если приложить к шее колье, а к ушам сережки, не всегда можно решиться вот так запросто отдать несколько тысяч долларов за маленький кусочек металла с камешком. Для таких нерешительных покупателей у опытного продавца припасено верное средство – нет, не космические технологии и не психологические манипуляции, а всего лишь подушечка черного бархата. Будь то золото, жемчуг или бриллианты, на фоне черного бархата они играют миллионом оттенков роскоши, и устоять перед такой красотой практически невозможно! Наша жизнь в радости, наша благодарность Творцу за каждый новый день – это и есть наши драгоценности, те самые, которые всегда «на нас» и которые не-возможно потерять – и наиболее ярко они сверкают именно в самые «темные» времена, когда нам трудно, и мы не видим света. Не случайно праздник Ханука мы празднуем в самое темное время года – именно в такие ночи наши свечи светят особенно ярким светом, освещая не только окна, но и души! Идеалом человеческих качеств являются для нас праматери – Сара, Ривка, Рахель и Лея. Не знаю, как вам, но мне всегда очень непросто было представить их в повседневной жизни: что бы они надели, как себя повели, что приготовили на обед – я их просто никогда не видела! Зато я часто видела миссис Харрис, Блюму: даже в 7 часов утра – аккуратно уложенный парик, элегантный по моде костюм, обязательные украшения, подобранные со вкусом. Но самым лучшим украшением Блюмы Харрис всегда является ее жизнерадостность, улыбка и приветливый взгляд, которыми она встречает каждого. Ее дом всегда от-крыт для гостей, и для каждого найдется чашка традиционного английского чая с печеньем и дружеский разговор. Настоящая бат мелех, дочь Царя! Вы, наверное, уже нарисовали себе портрет идеальной успешной женщины, не обремененной никакими заботами? Однако как раз забот у Блюмы Харрис столько, что можно было бы разделить на десятки среднестатистических женщин: старший сын – аутист без всякой надежды на излечение, и ежедневно Блюма проводит долгие часы в его тренировках, развитии, учебе, а также в переписке со специальными организациями по всему миру. Средняя дочь родилась с тяжелым пороком сердца и перенесла еще в детстве ряд операций – слава Б-гу, успешно, но скольких бессонных ночей это стоило ее матери? Младший сын – ненормально маленького роста, со слабым физическим развитием. В довершение ко всему, несколько лет назад ее муж, налаживая что-то на крыше, упал с лестницы, и его физическая активность уже никогда не будет прежней… Эта потрясающая женщина находит в себе силы начинать каждое утро с благодарности Творцу – за новый день и за силы двигаться вперед, которые Он ей дает. Она выдала замуж дочь, женила сына, продолжает заниматься развитием старшего сына-аутиста и поддерживать мужа в его ежедневной деятельности. Красивая особой духовной красотой, счастливая жена, мама и уже, слава Б-гу, бабушка – вот мой идеал, королева этого мира! Как знать – вполне возможно, царица Эстер, знаменитая тем, что могла «находить приязнь» в глазах всех окружающих, была наделена, прежде всего, именно такой любовью к жизни? В наш религиозный район Иерусалима довольно часто приезжают совершенно нерелигиозные люди – ведь родственников не выбирают, и любого еврея мы стараемся встречать с улыбкой. И вы знаете, какова самая распространенная реакция этих «новичков», после уже одного проведенного Шаббата? «Вы живете в совершенно потрясающем мире! У вас есть все те проблемы, что и у остальных, но то, как вы к ним относитесь и как их решаете – совершенно уникально! Вы умеете жить!» Именно так, мы умеем жить – без дорогих машин, телевизоров и интернета, без модной музыки и коллекций одежды с париж-ских подиумов, в нашей радости есть что-то такое, что невозможно подделать. И именно это дает нам энергию справляться каждый день с новыми и новыми испытаниями, а их, слава Б-гу, хватает в каждой еврейской семье. Мы – обычные женщины, мы – не ангелы, и мы устаем. В своей усталости мы можем забыть о радости, о вдохновении, и это нормально. Однако мы не можем забыть о том, что у нас есть дети, и их воспитание – самая главная работа, которую нам доверили Свыше! Результат нашей работы – уникальный, и возможности переделать его, увы, не предоставляется. Время и любовь, вложенные в младенца, мы сможем увидеть, с Б-жьей помощью, спустя много лет в прилежном ученике ешивы, заботливом сыне и товарище. Если же у нас вечно не будет хватать сил, если мы вечно будем откладывать воспитание «на потом», то спустя 20 лет у нас не будет шанса сказать: все 20 лет я была уставшей, и поэтому у меня выросло то, что выросло! Поэтому рассчитывайте свои силы: работа дочери Царя Царей – не из легких, нам не полагаются выходные и отпуск (хотя для многих долгожданным отдыхом являются два дня в больнице после родов – мы не берем в расчет такие критические случаи). Да, скорее всего, наш тихий голос не будет услышан, и нашу работу по воспитанию собственных детей и созданию уюта в собственном доме не оце-нят так, как создание нового продукта Майкрософт, – хотя наша «продукция» куда как более совершен-на! Я предлагаю не лениться отдыхать! Устраивать себе небольшие перерывы, дарить самой себе не-большие (и большие!) подарки, и не экономить на оптимизации труда! Счастливая мама – успешная мама! Спокойная жена – любимая жена! Сначала мы работаем над созданием приятной, позитивной атмосферы в доме, и потом нами же созданный уют дает нам силы «подзарядиться», когда, казалось бы, этих сил уже не осталось. Практический совет от Эстер Битански – выберите полчаса, чтобы составить лист необходимых покупок. В этом листе не будет туалетной бумаги, хлеба и молока – это будет лист ваших «палочек-выручалочек». Чем вы займете детей, когда скакать с ними по квартире уже не останется сил? В вашем списке может оказаться все что угодно: пакет воздушных шариков с насосом, наклейки, краски и кисточки, новая настольная игра, и даже то самое молоко – с любовью приготовленное какао успоко-ит детей и даст им силы играть дальше, не прыгая на голове у мамы. А что же делать, если совершенно ничего не осталось? Идите в парк! Даже если вы очень, очень устали, и вам кажется, что кроме подушки вам ничего не нужно, все равно – идите в парк! Свежий воздух пойдет на пользу всем, дети займут сами себя, а вы сможете наконец отдохнуть, сидя на лавочке. И последнее, но очень важное. Не бойтесь разбаловать детей обилием развлечений. Откупаться подарками, конечно, не стоит, но мама одна, а работы – очень много. Даже если получилось так, что вы не рассчитали силы – детям полагается приз, хотя бы за то, что они у вас есть и еще не разрушили весь дом. И помните: любая конфетка лучше крика, ведь радость, которую вы будете дарить всем, и, в первую очередь, вашим детям, вернется к вам многократно. Жизнь в радости – это именно то, чего хочет от нас Творец. Удачи! Подготовила А. Швальб. Журнал "Беерот Ицхак", номер 39
|
|
|
| |