Воскресенье, 22.12.2024, 08:21
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: volodintal  
Матот - Масей 5772
YaelДата: Вторник, 17.07.2012, 08:45 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
485 Матот - Масей 5772.

Клятва перед Вс-вышним, но моя.

«И говорил Моше
к главам посохов (ветвей)
детей Израиля, говоря:
это та вещь, которую
повелел Вс-вышний.
Человек, который примет
обет перед Вс-вышним»
Бе-мидбар 30:1-3


Как связать воедино обращение Моше к главам вервей, с „той вещью” и с законами о клятвах (обетах)? Рав Лунчиц предлагает мидраш наших мудрецов в качестве связующего звена, но, как и полагается мидрашу, он, на первый взгляд, кажется еще одним элементом загадки, а никак не разгадкой:
«Дающий обет подобен строящему возвышение {для корбана – приближения}, а исполняющий клятву подобен приносящему на возвышении (баме) корбан (жертву-приближение)». Трактат «Недарим» (22:1).
Отрицательное отношение мудрецов к клятвам прямо следует из запрета приближать корбанот помимо жертвенника в Йерушалаимском Храме, но это практически единственное, что понятно в мидраше. Рав Лунчиц предлагает начать соединение частей воедино с … разделения клятв на два вида.
Человек, поклявшийся в состоянии аффекта, придя в себя, естественно, раскается и обратится за разрешением обета к … главе ветви. Именно «эту вещь» передает Моше от Создателя главам посохов. Они обладают достаточными знаниями и авторитетом для разрешения данной, под влиянием минуты, клятвы. (Сегодняшний вариант – три обычных еврея могут разрешать обеты).
Но в случае обдуманного желания исполнить взятое на себя «сверх Торы» ограничение, явно просматривается… гордыня. Я смогу, «я клятвы не нарушу, своим дыханьем землю обогрею» - диагноз однозначен. И принесение корбана на запрещенной баме (возвышение) есть очевидное самовыпячивание, вознесение своего Я.
И обращение Вс-сильного (через Моше) к главам ветвей вызвано пониманием последними тривиальной истины: чем ближе к Создателю, тем меньше человек в своих глазах. А тот, кто невелик в собственных очах, сможет помочь тому, кто по недомыслию непобежденного эгоцентризма наивно полагает «моя сила и мощь руки моей сделали это!» (Дварим 8:17)
Таким образом, все три элемента – «главы посохов (твердый вариант ветви)», «эта вещь – особенность, обособленность и «клятва» - становятся связанными благодаря мидрашу мудрецов, объясняющему пагубность «наложения на себя обетов» - приближения корбана (ради Вс-вышнего, но там, где Я решил) на запрещенном возвышении.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
volodintalДата: Вторник, 17.07.2012, 18:45 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Недельная глава «Матот» для самых маленьких

Ицик любит давать обещания. Он всегда спешит пообещать друзьям что-нибудь:
«Я вам обещаю, что завтра поеду в Иерусалим,
я пообещал, что не буду больше учиться с Эфраимом,
я обещаю принести бабушке покупки,
больше никогда не буду играть в эти кубики».

Ицик , Ицик…
Не обещаем и не зарекаемся просто так, но раз пообещали, то вынуждены исполнить!



А что же в нашей недельной главе?

Мидьяне – злодеи слышали совет Бильама и послали своих дочерей в еврейский стан, чтобы согрешил народ. Очень много евреев согрешило и умерло от мора. А в это время злодей – Бильам пошел в Мидьян требовать плату за свой ужасный совет. Во время, когда был Бильам в Мидьяне, сказал Вс-ний Моше: «Отомсти мидьянам за сынов Израиля,Пусть выйдут на войну сыны Израиля против мидьян, а потом придет время уйти тебе из этого мира».



Знал Моше, что после войны с мидьянами он умрет. Он мог подождать и не сражаться с мидьянами тут же, в пустыне, потому что Ашем не сказал ему выйти сейчас же на войну, но Моше – праведник, так хотел выполнить волю Б-га, что не думал о себе и своей смерти и попросил сейчас же выйти на войну. Евреи тоже знали, что после войны с мидьянами умрет Моше, их учитель. И они не хотели сражаться с мидьянами. «Подождем еще, - просили они, - мы еще успеем отомстить мидьянам, не хотим, чтобы Моше умирал». Но Моше не отступил и попросил отправить от каждого колена по тысяче человек на войну. Эти люди были совсем не богатырями! И не опытными в войнах, потому что если люди праведники, делающие много добра и заповедей, то в их заслугу выиграют они в войне. Пообещал Моше двенадцати тысячам воинов: «это не просто война как все войны. Вы убьете мидьян, но никто из вас не погибнет».



« И коен Пинхас сын Элиэзера тоже пойдет с вами на эту войну, - сказал Моше, - потому что Пинхас исполнил заповедь и убил Зимри и Козби грешников. Он выйдет отомстить мидьянам и конечно Бог ему поможет победить». Пинхас взял с собой ковчег завета и корону первосвященника, на которой было высечено имя Вс-него.



И так вышел на войну. И вот увидели Бильам и цари Мидьяна евреев приближающихся, чтобы воевать с ними. Страх напал на пятерых царей Мидьяна. «Сейчас нас убьют евреи», - кричали они с ужасом. «Не бойтесь, - успокоил их Бильам, - я спасу вас от евреев так, что не смогут они причинить вас зла». Бильам был волшебником и с помощью сил волшебства поднял себя и пятерых царей Мидьяна в воздух, чтобы не могли евреи их убить. Убили евреи всех мидьян, которые были внизу на земле. А над ними парили в воздухе Бильам и пятеро царей Мидьяна и не знали евреи как же им убить их. И вот взял Пинхас корону первосвященника, на которой высечено имя Б-га и направил ее на людей, висящих в воздухе.



Тут же упали вниз Бильам и цари, а евреи поспешили убить их. «Я обещаю больше не причинять никакого вреда евреям, если оставишь меня в живых», - умолял Бильам Пинхаса, чтобы его не убили.
«Злодей, - кричал на него Пинхас, - всеми своими силами ты пытался навредить евреям, даже когда видел, что Вс-ний не разрешает тебе проклясть евреев, ты дал ужасающий совет мидьянам и ты привел к тому, что многие евреи погибли, не оставлю тебя в живых!». Пинхас вонзил копье в Бильама и убил его. Евреи убили всех мидьянских мужчин и женщих и взрослых девушек, которые привели к тому, что евреи согрешили. Всех убили. Но никто из двенадцати тысяч воинов еврейской армии не погиб во время этой войны!

Большая добыча досталась евреям после войны с мидьянами. Дорогие украшения и утварь, одежда и стада скота.



Все многочисленное имущество мидьян досталось евреям. Но можно ли евреям пользоваться утварью не евреев? Элиэзер А коен научил весь еврейский народ: «Все вещи не евреев не чисты для нас, поэтому Вс-ний приказал, что их нужно кашеровать. Посуда из которой ели холодную еду, как например, стаканы, стеклянные тарелки и подносы, нужно окунуть в кашерную микву для окунания посуды. Посуда, в которой что-либо варили или ели из нее горячую еду, как например, кастрюля, нужно обжечь и опустить в кипящую воду, а потом окунуть в микву. Посуда, которая была в огне, как например, решетка для выжаривания печени, тоже должна пройти через огонь».



Вопросы для совместной беседы детей и родителей по последним трем главам:
- Кто такой Балак?
- Кто такой Бильам и чем он был известен?
- О чем попросил Балак Бильама и зачем?
- Почему у Бильама ничего не получилось?
- Какой совет дал Бильам мидьянам?
- Что сделал Пинхас, чтобы остановить мор в еврейском народе?
- Как Вс-ний наградил Пинхаса за его поступок?
- Почему евреи не спешили выходить на войну с мидьяном?
- Как евреи смогли убить паривших в воздухе Бильама и царей?
- Можно ли пить из стеклянного стакана, который принадлежал не евреям?




По мотивам книги "Недельная глава рассказывает мне".

Уважаемые читатели нашего сайта! Просим обратить ваше внимание, что перевод этой недельной главы авторский и сделан специально для этого сайта. Поэтому, если вы хотите разместить его у себя на сайтах или в блогах - с радостью!!!! Но большая просьба делать ссылку на наш сайт. Читайте на здоровье!!!! С уважением, автор-переводчик текста - Таль Володин.
volodintalДата: Вторник, 17.07.2012, 22:52 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline


Здравствуйте, дорогие женщины!
В прошлый раз мы только прикоснулись к теме молитвы и задали несколько вопросов, ответы на которые неизбежно приведут к новым вопросам, но все по порядку.

Итак, обязана ли еврейская женщина наравне с мужчиной молиться три молитвы в день? Ответ: нет. По мнению большинства поским (законоучителей), обязанность женщины есть только в молитве шахарит и в минхе, имеется ввиду молитва "18 благословений" . В маариве женщины не обязаны, с точки зрения закона, а только если женщина приняла ее на себя сама. А что делать женщине, у которой маленькие дети, и, соответственно, совсем нет времени? В этом вопросе есть уровни. Если так случилось, что у женщины времени нет совсем, то она обязана сказать короткую молитву в которой было бы прославление Вс-него, просьба и благодарность к Творцу этого мира. Желательно, чтобы эта молитва пришлась на время близкое к ее подъему утром. На крайний случай, она может выйти из обязанности даже через Биркат а-мазон, молитву после еды, которая является обязанностью из Торы как для мужчин, так и для женщин.

Что еще может считаться "короткой молитвой"? Утренние благословения с "йеhи рацон" после них или благословения на Тору. Если у женщины есть больше времени, то она может прочитать первый пасук из "крият шма" и "эмет веяцив". А если есть больше времени? Тогда добавляют в таком порядке: барух ше-амар, ашрей и иштабах (а после него эмет ве-яцив), утренние благословения, благословения на Тору и псуким после нее, благословение на "шма", с чтением самого "шма", псукей де зимра полностью.

С алахой разобрались. Для тех, кто хочет ознакомится с темой подробней - отсылаю к книге рава Ицхака Яакова Фукса "Алихот бат Исроэль". К сожалению, этой книги нет на русском, зато тем, кто читает на иврите и английском повезло - на этих двух языках книга издана. Приведенная здесь алаха была именно из этой книжки. Теперь по поводу миньяна. Должна ли женщина молится в миньяне (мужском)? Обязанности нет. Если у женщины есть такая возможность - отлично, если нет - тоже хорошо. Мало того, Виленский гаон очень рекомендует женщинам молится дома и не ходить для этого в синагогу. Продолжение в следующих выпусках.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: