Четверг, 28.03.2024, 15:59
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Жизнь Общинная

«Израиль» в высоком
«ИЗРАИЛЬ» В ВЫСОКОМ

Посёлок Высокий расположен в Воронежской области и, на первый взгляд, ничем не примечателен. Уникальность его в том, что живущие здесь люди, как минимум, сто лет придерживаются еврейской традиции — знают и стремятся соблюдать заповеди Торы. Недавно мой знакомый Саша Хмельницкий гостил на шабат в Высоком. Вот его рассказ об удивительной истории Высокого.

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ

«Жигули» идут по, на удивление, ровному шоссе. Два часа — сто восемьдесят километров от Воронежа, и мы на месте — в Высоком. Здесь живёт около двухсот еврейских семей. Они потомки геров - русских крестьян, которые приняли иудаизм.

Живут, по российским меркам, не хуже, чем в городе: водопровод, газ, телефон. В пятницу не редкость услышать, как высоковцы по телефону приглашают друг друга на шабат.

Я остановился у старейшины посёлка Елизара Яковлевича Кончакова, в доме, где хранится чудом уцелевший свиток Торы... Всё-таки удивительно и непостижимо, что русским крестьянам оказалась близка Тора.

КАК РУССКИЕ СТАЛИ ЕВРЕЯМИ

Сегодня достоверно известно лишь, что крестьянские семьи, начавшие соблюдать заповеди Торы, на рубеже этого века жили в Московской губернии. Принявшие еврейство располагались отдельной еврейской улицей. Отношения между соседями - ставшими иудеями и оставшимися православными, — мягко говоря, складывались не очень. И стали евреи подумывать об отселении... А тут Октябрьский переворот 1917 года, земли начали раздавать бесплатно всем желающим. Подмосковные евреи посовещались и приняли решение переехать в Воронежскую губернию.

Их привлекло возвышенное место в шести километрах от железнодорожной станции Талово. (Теперь понятно, почему посёлок - Высокий.) Но участок земли, отданный еврейским семьям, оказался слишком скуден — не прокормиться. Пришлось всем миром собрать две взятки для новоявленного пролетарского чиновника (кто дал полмешка пшеницы, кто ведро картошки, кто ещё чего — времена были голодные.) Взятки возымели действие и нашим евреям отдали в пользование плодородные угодья с прудом, ранее принадлежавшие помещику Огаркову. Пруд сохранился до сих пор. Ещё один крестьяне вырыли сами. Сейчас там плавают утки и гуси. (Очень красиво, я сам видел!) В 1921 году пришло официальное разрешение на основание посёлка. Подчеркну, что он возник как еврейское поселение. На общем сходе по жребию определили, кто где будет жить. Перевезли мельницу, стали налаживать хозяйство. Первой была основана улица Ленина...

Далее высоковцев постигла та же участь, что и многих русских крестьян — коллективизация, раскулачивание. В музее хранится список людей, сосланных в 30-е годы в Сибирь. Много мужчин погибло во время II Мировой войны.
Но самое, может быть, ужасное то, что вплоть до 60-х годов высоковцы постоянно подвергались гонениям за стремление жить по Торе. Не могла советская власть простить им желания быть не как все. Следователи НКВД пытались заставить жителей Высокого отказаться от соблюдения еврейских традиций. Но наши евреи оказались «жестоковыйные» и в своей вере только укреплялись.

КАК ПОЖИВАЛИ, ДОБРА НАЖИВАЛИ

Основателем посёлка считается Захар Ефимович Гриндин. В Высоком так повелось — имена давали детям сплошь еврейские, а фамилии оставались прежние: Яков Игнатьевич Бочарников, Соломон Иванович Жабов, Михаил Яковлевич Кончаков, Рауль Григорьевна Гриднева.

Жили дружно. Женились только на своих. И вскоре все стали родственниками. В 1927 году тридцать человек ездили учиться в йешиву в Харьков. В селе были свой кантор, шохет (резник), моhель (человек, который делал обрезание). Ставили хупу. Мальчикам делали обрезание.

ПЕЙ НУН

Хоронили мужчин и женщин отдельно. Я сам видел: на высоковском кладбище до сих пор есть женские, мужские и детские ряды. (Почему детские, непонятно. Может быть, так было принято у евреев, у которых высоковцы и учились Торе.) На памятниках — шестиконечные звёзды. В середине некоторых надпись на иврите: «пей нун» (сокращение от «здесь покоится»). Старые памятники представляют собой деревянные доски с магендавидами и «галочками-птичками» сверху. Одно из предположений, что эта «галочка» символизирует скрижали. Я видел одну старую плиту, заросшую плесенью, — захоронение 1933 года — в форме скрижалей. Старые могилы заросли, ухожены лишь захоронения, начиная с 40—50-х годов.

До сих пор похороны проходят по-еврейски: в день смерти, перед закрытием гроба произносят молитву и больше его не открывают... В течение 11 месяцев читают траурный кадиш. Для этого специально собирается миньян.

ВЫСОКИЙ СЕГОДНЯ

Высоковцы очень гордятся своим еврейским происхождением, а соседей называют «гоями». Тем не менее во избежание преследований они всегда писались русскими. Поэтому находятся сомневающиеся в еврейских корнях высоковцев. Большие проблемы возникают при подъёме в Израиль. Правда, у некоторых жителей Высокого сохранились ктубы (брачные договоры) бабушек и матерей. Но всё равно им трудно доказывать своё еврейство. После того, как умерли те, кто учился в йешиве, в посёлке не стало ни моhеля, ни шохета, перестали делать мальчикам обрезание, ставить хупу. И молодёжь, как и повсюду в России, отдалилась от Торы.

АМАЛЕК НЕ ДРЕМЛЕТ

Почему же это произошло? Амалек (антиеврейское начало в этом мире) не дремлет. Он либо нас приближает к земле, стремится к нашему физическому уничтожению, либо желает истребить наш народ, «любя»: «Будьте как все!» Сначала высоковцев силой хотели заставить отказаться от Торы, но силовые методы дали скорее обратный результат.

Тогда амалек сменил обличие.

В посёлке две части — еврейская и нееврейская. Чтобы попасть из одной в другую нужно пройти мимо прудов, через поле, где пасутся коровы, лошади, козы. Нееврейская часть, как мне показалось, на фоне сельского пейзажа, уютных, деревянных домиков выглядит неестественно — в беспорядке натыканы трёх-, пятиэтажные панельные дома-хрущёвки. Постройки 50—60-х годов. Их возвели не ради желания расширить еврейский посёлок, улучшить условия жизни высоковцев. Власти заселяли эти дома русскими, стремясь разбавить еврейское население и излечить высоковцев от еврейских причуд, добиться полной ассимиляции.

Советам во многом это удалось. Часть высоковцев переехала в дома городского типа. Была построена новая школа. Сегодня в ней двести учеников, в том числе и сто пятьдесят еврейских детей. Совместное обучение способствовало возникновению смешанных браков. В результате среднее поколение практически «выпало» из еврейской жизни.

ТОРА В СУНДУКЕ

Сейчас молятся одни старики. Их пятнадцать—двадцать человек. Когда кто-то из них умирает, на его место всегда приходит кто-нибудь помоложе. Старики пытаются строго придерживаться традиций.

Соблюдают заповеди так, как знают. Субботний вечерний кидуш делают не на вино, а на водку. Стопочку водки, на которую произнесли благословение, пьют только первые три человека. И больше водочкой не балуются. Когда молятся, кантор произносит молитву за всех сразу. Остальные: кто читает, кто нет. (Известно, что так молились йеменские евреи). «Амен» практически не говорят. Не делают нэтилат ядаим (омовение рук). Но кое-что соблюдается на удивление точно. Например, к чтению Торы вызывают, как и положено, семь человек. Отмечают все еврейские праздники.

В шабат все собираются у Елизара Яковлевича Кончакова. Утрення молитва начинается не как в росский городах, а скорее, как в Израиле: в восемь часов. (Как и везде в сельской местности, здесь встают рано). Свиток Торы бережно достают из сундука и открывают на произвольном месте, так как иврита никто не знает. После кидуша расходятся.
Большой интерес к традиции проявляют дети. Недавно ребята ездили на сохнутовский семинар. Им там очень понравилось, и их знания значительно пополнились.

ЧТО ЖИЗНЬ ГРЯДУЩАЯ ГОТОВИТ?

Какое будущее у посёлка? Одних высоковцев занимают хозяйственные проблемы: надо развивать хозяйство, приспосабливаться к экономическим переменам России, думают, хорошо бы выстроить завод по переработке мясной и молочной продукции...

Многие семьи собираются в Израиль. Молодёжь особых перспектив в российской жизни не видит. Кстати, в Израиле высоковцы селятся вместе в Бейт-Шемеше. Говорят, многие из них пошли путями отцов и дедов: совершая тшуву, возвращаются к Торе.

P.S. Сейчас, трудно сказать, что послужило причиной гиюра (перехода в иудаизм). Такой поворот на сто восемьдесят градусов не мог произойти на голом месте, наверняка в течении какого-то времени крестьяне общались с евреями. (В музее истории поселка на одном из стендов написано о посещении Воронежской губернии еврейскими эмисарами. Но проповедничество у евреев не принято). И ответ на этот вопрос остается загадкой. Известно, что в России поселок «Высокий» далеко не единственное еврейское поселение, где живут люди, когда-то принявшие иудаизм. В пяти километров от «Высокого» есть еврейское - село Ильинка. Главно отличие «высоковских» от «ильинских» в том, что первые, несмотря на соблюдение еврейских традиций, писались «русскими», а вторые — «евреями». Сейчас большинство ильинских уехало в Израиль, а оставшиеся ильинские семьи в ближайшее время планируют переезд в поселок Высокий.

Александр ХМЕЛЬНИЦКИЙ
Записала Александра МАХЛИНА
Пос. Высокий (Воронежская обл.) — Нижний Новгород. (Россия)
Категория: Жизнь Общинная | Добавил: most129 (14.02.2010)
Просмотров: 1437 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
0  
1 olona   (15.07.2010 10:30) [Материал]
интересная очень информация, в момент прочтения статьи у меня в гостях была девушка родом из Воронежа, она как раз проходит собеседование по первым лекциям "знакомтесь еврейство" и была удивлена существованию такого посёлка у неё на родине. Хороший материал для саморазвития и расширения кругозора плюсом.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы