Суббота, 20.04.2024, 09:13
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Жизнь Общинная

Ашер Рохбергер "Может ли одинаково ошибаться большая часть общины?"
Может ли одинаково ошибаться большая часть общины?

В конце нынешней недельной главы Шлах Леха описывается жертвоприношение которое приносят в случае, если вся община, весь народ или по крайней мере его значительная часть, по ошибке совершили что то, что является нарушением заповедей Торы. (Бемидбар 16, 22-23)

Но как такое возможно, чтобы еврейский народ не исполнил или отменил какую либо из заповедей Торы? Раши приводит мнение наших мудрецов, что имеется ввиду, что одна из таких заповедей, которую нарушила община, это запрет идолопоклонства и нарушение этой заповеди приравнивается к нарушению всех заповедей. Таким образом по мнению Раши, принесение специального жертвоприношения частью народа, согрешившей идолопоклонством, это так же, как и индивидуум, который в такой ситуации приносит обычную покаянную жертву (курбан хатаат).

Рамбан приводит совсем другое объяснение. По его мнению, есть три ситуации, когда вся община может по ошибке так согрешить: «поскольку думали, что уже прошло время Торы и она не была дана всем поколениям, или же говорили: «Так как это уже приводится в Сифри «сказано что если мы берем Тору, то мы получаем за это награду, не будем её соблюдать и не будем поучать на граду» или же забыли они Тору, и такое уже случалось за наши грехи во время царей Израиля -злодеев, таких как Йероваам, когда большая часть народа полностью забыли Тору и её заповеди.

Этот комментарий Рамбана имеет огромное значение в наши дни. Это связанно с отношением религиозной части еврейского народа к его светским представителям. Обычное отношение религиозных к светским ( корни которого идут еще из древности) определяется тремя понятиями: мумарим, эпикорсим и тинокот шенишбу. Мумарим- те, кто переел в другую веру ( не важно в какую), эпикорсим- те, кто в другую веру не перешел, Тору знает но соблюдать не хочет, тинок шенишба (пленный младенец)- это те, кто были лишены возможности по тем или иным причинам получить традиционное еврейское образование- наименьшее зло в глазах среднего религиозного человека (почти что комплимент).

С этими формулировками в нашем поколении относительно современных светских евреев есть некоторая проблема. Средний светский еврей никогда не переходил ни в какую религию. Он так же не является эпикорусом, поскольку ничего не учил и не может казать, что при этом сознательно выбрал не соблюдать выученное. С определением пленного младенца тоже есть проблема и не только потому что это звучит оскорбительно-патерналистски, подразумевая, что у них нет вообще никакой способности различить что такое хорошо и что такое плохо, но и учитывая широкую доступность сегодня на любом языке и на любом уровне любых материалов это тоже не работает.

Благодаря вышеприведенному комментарию Рамбана, мы можем создать еще одну категорию, помимо трех вышеуказанных и которая на мой взгляд (и не только , в этом я базируюсь на мнении рава Йоэля Бин-Нуна и других подобных ему раввинов религиозного сионизма, типа рава Б.Лау и рава Брандеса) максимально подходит к определению современных светских евреев : «кагаль шогег». Часть из них считают что «Тора была хороша когда то, но сегодня её время уже прошло», часть думает, что если даже Тора и верна, на них она не распространяется и они готовы не получать награду за её исполнение. Кроме того, подавляющая часть светских евреев не знакомы с Торой и её законами и фактически попадают под определение «забывших Тору».

В чем плюс подхода базирующегося на вышеуказанном комментарии Рамбана? Помимо всех отрицательных коннотаций других определений светских евреев, тут присутствует еще и галахический аспект. Дело в том, что для остальных трех вышеуказанных групп существуют различные галахические ограничения (связанные с участием в миньяне, вином, и.д.р.), которые не распространяются на определение кагаль шогег. Другими словами. Так же как индивидуум может ошибиться и нарушить какую-то заповедь, так и большая группа в народе тоже может ошибаться.

Несколько десятков лет тому назад данный комментарий Рамбана послужил основой для интересного галахического постановления. Был написан свиток торы в память погибших в Войне Судного Дня и он должен был быть внесен в синагогу при Стене Плача. В знак уважения, право написать последние буквы в свитке было дано министрам тогдашнего правительства, часть из которых были светские. По мнению некоторых из присутствующих свиток из-за этого потерял свою кошерность и требовал захоронения подобно свитку Торы, написанному еретиком. Рав Бенцион Фрайман, про которого рав Ойербах говорил, что он один из 36 праведников прошлого поколения постановил, что светские министры не являются мумарим, а для них подходит определение «кагаль шогег».

Ашер Рохбергер


Источник: http://shunrasher.livejournal.com/142570.html
Категория: Жизнь Общинная | Добавил: Yael (31.05.2013)
Просмотров: 1416 | Теги: мумар, Тора, Рамбан, кагаль шогег, эпикорус, светские евреи, община, тинок шенишба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы