Суббота, 20.10.2018, 20:08
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Только Для Одесситов

Чайнкроссворд
Как бы мы ни шутили, предлагая вам в прошлом номере новый для ДВаРИМ жанр чайнкроссворда и обещая угадавшим десять призов, это не особенно облегчило поиск ответов на его вопросы. Поэтому даём их сегодня с достаточно подробным комментарием. Итак, ПЕРСОНАЖИ ПЯТИКНИЖИЯ

Начнём с вопросов в квадрате.

1. Его дочери задали семидесяти старейшинам вопрос, ответ на который не знал даже Моше, и они оказались правы. — Целафхад (Цлафхад, Цлофхад).
«И подошли дочери Целафхада, ...из семейств Менаше, ...сказав: "Отец наш умер в пустыне, ...и сыновей у него не было. Почему же будет исключено имя отца нашего из среды семейства его? ...Дай нам владение среди братьев отца нашего!"» (Ба-мидбар. 27:1—3.)
Этот вопрос-требование поставил в тупик и Моше, и старейшин, и Моше переадресовал его Б-гу.
«И сказал Б-г, обращаясь к Моше так: "Справедливо говорят дочери Целафхада. Дай им в удел владение среди братьев отца их и отдай удел отца их им".» (Ба-мидбар. 27:6—7.)

2. Девушка, чьё имя связано с до сих пор опасным для евреев городом. — Дина:
«И пришёл Яаков благополучно в город Шхем... И вышла Дина, дочь Леи, которую она родила Яакову, посмотреть на дочерей страны той. И увидел её Шхем, сын Хамора-хивея, вождя той страны, и взял её, и лёг с нею, и насиловал её.» (Бе-решит, 33:18, 34:1—2.)

3. 1948-й — год рождения ... (В именительном падеже в традиционном русском написании.) — Авраам (Авраhам).
Естественно, имелось в виду не Государство Израиль, год рождения которого (по григорианскому календарю) хорошо известен (по еврейскому оно появилось в 5708 году). Наш праотец тоже родился в 1948 году, но по еврейскому календарю. Это можно подсчитать — Тора даёт всю его родословную.
В книге «Бе-решит» в главе 5-й приводится цепочка первых десяти поколений предков Авраhама: Адам—Шет—Энош—Кейнан—Маhалаэль—Йеред—Ханох—Метушелах—Лемех—Ноах. Причём сообщается и сколько лет прожил человек, и во сколько он родил главного наследника.
Ниже, в 11-й главе Тора прослеживает цепочку следующих десяти пооколений, ведущую от сына Ноаха Шема к Авраhаму: Шем—Арпахшад—Шелах—Эвер—Пелег—Рэу—Сруг—Нахор—Терах—Авраhам (Бе-решит, 11:10—26).
Обратим внимание, что предшествие одинакового количества поколений до Ноаха и затем до Авраhама тоже неслучайно.

4. Благодаря своему высокому положению он запросто мог бы ассимилироваться, но не стал этого делать и был единственным, кто смог полностью отвечать за свои поступки. (В традиционном русском написании.) — Моисей (Моше).
«И вырос ребёнок, и привела она его к дочери фараона. и стал он ей сыном, и назвала она его именем Моше, и сказала: "Потому что из воды я вытащила его".» (Шмот, 2:10.)
Но будучи приёмным сыном дочери фараона, выросшим во дворце, Моше остался евреем и, убив надсмотрщика-египтянина, избивавшего еврея, был вынужден бежать. А в итоге он единственный назван в Торе «иш Элоким [человек Всесильного]» (Ба-мидбар, 32:1), то есть человек, поднявшийся на уровень абсолютного правосудия.

5. Вождь и Учитель. — Йеhошуа.
Он стал лидером еврейского народа после Моше, ввёл его в Эрец Кнаан и учил Торе:
«И Йеhошуа, сын Нуна, преисполнился духом мудрости, ибо Моше возложил на него руки свои; и повиновались ему сыны Израиля, и делали так, как Б-г повелел Моше.» (Дварим. 34:9.)

6. Сын Зилпы, получивший благословение доставлять яства. — Ашер:
«И призвал Яаков сыновей своих, и сказал: "Соберитесь, и я сообщу вам. что случится с вами в грядущие времена... От Ашера — тучен хлеб его, и он доставлять будет яства царские."» (Бе-решит, 49:1,20.)

7. Хотел сделать для брата, как лучше, «получилось, как всегда». — Рувен (Реувен).
«И пошёл Йосеф за братьями... И увидели они его издали... и сказали друг другу: «Теперь же пойдёмте, убьём его...» Но услышал Реувен, и избавил его от рук их, и сказал: «Не лишим жизни его! ...Не проливайте крови!...» — дабы избавить его от их руки, чтобы возвратить его к отцу его.» (Бе-решит, 37:17—22.)
Однако мальчику-Йосефу не суждено было возвратиться в отчий дом:
«И когда проходили люди из Мидьяна, купцы, они вытащили, и подняли Йосефа из ямы, и продали Йосефа за двадцать серебряных ишмаэльтянам, которые отвели Йосефа в Египет.» (Бе-решит, 37:17—22.)

8. Принц колена Йеhуды, перед которым расступились воды Ям суф. — Нахшон.
«Прыгнул Нахшон и спустился в море первым.» (Трактат «Сота», 36—37.)
В Пятикнижии он несколько раз упомянут как глава колена Йеhуды.

9. Благодаря ему человечество стало есть мясо. (В традиционном русском написании.) - Ной (Ноах).
Человечество получило разрешение есть мясо благодаря тому, что Ноах спас на своём ковчеге животных, и в результате того, что произошло снижение духовного уровня:
«И благословил Всесильный [Элоким] Ноаха и его сыновей, и сказал им: «...Всё движущееся, что живёт, будет вам для еды, как зелень травы, даю вам всё".» (Бе-решит, 9:1,3).

10. На работе его звали Цафнат-Панеах. А как его звали дома? — Йосеф:
«И нарёк фараон имя Йосефу — Цафнат-Панеах...» (Бе-решит, 41:45.)

11. Его ранние утренние походы к реке доказывали, как трудно быть богом. — Фараон.
«Представлявший себя богом и говоривший, что у него нет потребности ходить в туалет, он [фараон] вставал утром раньше всех и ходил по нужде к Нилу.» (Мидраш «Шмот раба», 9.)

12. Праведная приятная женщина, а один из детей — настоящий хам. — Наама.
В книге «Бе-решит», в главе 4-й, приведена родословная цепочка Каина: Каин—Ханох—Ирад—Мехуяэль-Метушаэль—Лемех.
«И взял себе Лемех двух жён: имя одной Ада, имя второй Циля... Также Циля родила — Туваль-Каина...а сестра Туваль-Каина — Наама.» (Бе-решит, 4:19,22.)
В мидраше «Бе-решит раба» (23) про неё уточняется: «она жена Ноаха».
Напомним, что Наама (от ноам — приятный) родила Ноаху трёх сыновей, в том числе Хама:

13. Человек, своей гибелью доказавший, что к Творцу нужно приближаться только методами Творца. — Авиhу.
«И взяли сыновья Аhарона, Надав и Авиhу, каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на него смесь благовоний, и воскурили перед Б-гом огонь чуждый, какого Он не велел им. И вышел огонь от Б-га, и поглотил их, и умерли они перед Б-гом.» (Ва-икра, 10:1—2.)

14. Внук Шема, сын Арама, наш с вами родственник (поэтому нужно знать). — Уц:
«Сыны Шема: Эйлам, и Ашур, и Арпахшад, и Луд, и Арад. А сыны Арама: Уц, и Хул, и Гетер, и Маш.» (Бе-решит, 10:22—24.)
О линии Шем—Арпахшад, ведущей к Авраhаму, сказано в ответе на 3-й вопрос.

По вертикали:

2. Его назвали змеёй не в проклятье, а в благословение. — Дан:
«И призвал Яаков сыновей своих, и сказал: "Соберитесь, и я сообщу вам. что случится с вами в грядущие времена... Будет Дан змеёй на дороге, аспидом на пути, который язвит ногу коня. и падает всадник его навзничь".» (Бе-решит, 49:1,17.)
В результате этого благословения от Яакова произошёл Шимшон (Самсон), который вёл партизанскую войну против захватчиков плиштим (филистимлян).

15. Одно из имён тестя Моше. — Ховав:
«И сказал Моше Ховаву... тестю Моше...» (Ба-мидбар, 10:29.)
Всего у тестя Моше было 7 имён, наиболее известно из них Итро.

16. Нееврей, несомненный злодей, его именем названа в Торе одна из частей. — Балак (Ба-мидбар, 22:2—25:9).

23. «Борец за демократию и равноправие» для себя. — Корах.
«И отделился Корах..., и Датан, и Авирам..., и Он... И собрались против Моше и Аhарона, и сказали им: полно вам! Ведь всё общество, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь вы над собранием Б-га?! ...И сказал Моше Кораху: "Слушайте же, сыны Леви! Мало вам того, что выделил вас Всесильный Израиля из общества Израиля... — а вы просите ещё и священнослужения. Поэтому ты и все сообщники твои собираетесь против Б-га".» (Ба-мидбар, 16:1,3, 8—11.)

24. Отец человека, которого сам Творец назвал другом. — Терах.
«Терах жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора, hарана.» (Бе-решит, 11:26.)
«И когда Авраму было девяносто девять лет, Б-г явился Авраму и сказал: "...вот Союз Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь впредь именоваться Аврамом, но Авраhам будет имя твоё..."» (Бе-решит, 17:1,4—5.)
А у пророка Йермияhу (11) сказано:
«Что другу Моему в Доме Моём?»
Трактат «Менахот» (53) поясняет, что в данном случае Творец говорит об Авраhаме.

25. Как оказалось, от него произошло всё человечество. — Шет.
Человечество теоретически должно было произойти и от Каина, и от hевеля (Авеля), и от Шета. Но hевель был убит Каином, потомки Каина погибли во время Потопа. Как оказалось, именно Шет был родоначальником современного человечества.
«И жил Адам сто тридцать лет и родил подобного себе, по образу своему, и нарёк ему имя Шет... И жил Шет сто пять лет и родил Эноша.» (Бе-решит, 5:3,6.)
Полная цепочка от Адама до Ноаха приведена нами в ответе на 3-й вопрос. А от сыновей пережившего Потоп Ноаха — Шема, Йафета, Хама — пошло современное человечество.

По горизонтали:

17. Уникальнейшим способом содействовал произведению левита в коhены. — Зимри.
«И поселился Израиль в Шитиме, и начал народ распутничать с дочерьми Моава... И вот, один человек из сынов Израиля пришёл и подвёл к братьям своим мидьянитянку на глазах Моше и на глазах всего общества сынов Израиля, а они плакали у входа в Шатёр откровения. И увидел это Пинхас, сын Эльазара, сына Аhарона-коhена, и встал он из среды общества, и взял копьё в руку свою, и пошёл за израильтянином в Шатёр, и пронзил их обоих, израильтянина и женщину ту, в чрево её. И прекратился мор среди сынов Израиля... А имя убитого израильтянина... — Зимри, сын Салу, вождь отчего дома Шимона.» (Ба-мидбар, 25:1,6—8,14.)
До этого события Пинхас, родившийся до посвящения своих деда Аhарона и отца и дядей в коhены, оставался левитом. После этого Творец дал и ему статус коhена.

18. Папа злейшего врага евреев. — Элифаз.
«Помни, что сделал тебе Амалек в пути, когда уходили из Египта. Как застал он тебя в пути и перебил у тебя всех ослабевших, что позади тебя, а ты был изнурён и утомлён, и не побоялся он Всесильного. И будет, когда даст тебе покой Б-г Всесильный твой, от всех врагов твоих, что вокруг, в стране, которую Б-г Всесильный твой даёт тебе в удел, чтобы овладел ты, сотри память об Амалеке из поднебесной, не забудь!» (Дварим, 25:17—19.)
«Вот имена сынов Эсава [брата Якова]: Элифаз, сын Ады, жены Эсава... Тимна же была наложницей Элифаза, сына Эсава, и родила она Элифазу Амалека.» (Бе-решит, 36:10,12.)

19. Ставший первым, сын Аhарона. — Эльазар.
«И приблизь к себе Аhарона, брата твоего, и с ним — его сыновей из среды сынов Израиля для служения мне: Аhарона, Надава и Авиhу, Эльазара и Итамара, сыновей Аhаро-на.» (Шмот, 28:1.)
«И говорил Моше Аhарону, и Эльазару, и Итамару, оставшимся [после гибели двух старших — см. ответ на вопрос 13-й] сыновьям.» (Ва-икра, 10:12.)
20. Один из двух названных поимённо строителей Мишкана (переносного Храма). — Оhолиав.
«Вот итоги сооружения Шатра откровения — Шатра свидетельства... А Бецалель, Ури, сына Хура из колена Йеhуды, сделал всё, что Б-г повелел Моше. И с ним вместе Оhолиав, сын Ахисама из колена Дана, — резчик, и искусный ткач, и вышивальщик по голубой шерсти, и по багрянице, и по червленице, и по льну.» (Шмот, 38:21—23.)

21. Как говорят в Одессе, вы будете смеяться, он тоже. — Ицхак.
«И назвал Авраhам сына своего, родившегося у него, которого родила ему Сара, именем Ицхак.... И сказала Сара: "Смех сделал мне Всесильный: всякий, кто услышит посмеётся (ицхак) надо мною".» (Бе-решит, 21:3,6.)
Согласно Талмуду, Ицхак — архетип правосудия. В конце дней Ицхак (правосудие) будет смеяться.

22. Дедушка Биньямина. — Лаван.
Да-да, Лаван наряду с Ицхаком приходится дедушкой Биньямину. Ицхак — отец Яакова, отца Биньмина, Лаван же отец его матери Рахели.

Ефим СВИРСКИЙ
Категория: Только Для Одесситов | Добавил: most129 (14.02.2010)
Просмотров: 866 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [185]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [29]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [148]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон сука Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод