Уступка Сатане. Для изучающих Кабалу и не только
Уступка Сатане
Тема «взятки» Обвинителю в еврейской традиции занимает существенное место. Вспомним хотя бы «волосок зла» в головном тфилин, а также самое впечатляющее «саир лаазазель – козел отпущения» – отсылаемый к Азазелю – Сатану, один из двух идентичных козлов в Йом ґаКипурим. Рав Араґам Готлиб, основываясь на традиции полученной от рава Баруха Шолома Ашлога, возвращает нас к идее второго сокращения.
Напомним, что «второе сокращение – цимцум бет» – следствие «партизанской» вылазки некудот де саг к «ногам Гульгальты». Там исключительно альтруистическое желание осветить «темное царство» «раглаим шель Гульгальта», под разделом – парсой, называемое состоянием «бет-бет» сталкивается с невероятными по величине желаниями получить весь свет Вс-вышнего. Это состояние, не имея экрана (защиты) на желание получить уровня далет, проникается желанием «брать, чтобы брать» и от ужаса подобной возможности решает в принципе не использовать клей кабала – функцию принятия. Короче - цимцум бет.
Дальнейшее развитие системы духовных миров связана с решимо – мыслью о возможности брать для себя: лекабель аль менат лекабель. Попытка исправить мысль о возможности подобной нечистоты, приводит к разбиению сосудов, рождению мира Ацилут и т.д. Нас же интересует следующая деталь в произошедшем втором сокращении – высокое и низкое повлияли друг на друга. Внизу у эгоцентризма появились мысли о божественном (альтруизме), и наверху, у категории бина (в рош некудот деса''г) появилась грязная мысль об эгоцентризме.
В результате, объясняет рав Готлиб, у категории Суда и у ее «палача-исполнителя» ситра ахра появилась зацепка в категории бина, желании дать. Изначально чистое, альтруистическое, оно оказалось с примесью дурного начала. Замысел Творца состоит не только в том, чтобы дать эгоцентризму (мальхут – желание брать, чтобы брать) вкрапление альтруизма, но и позволить обнаружить, сколь неподобающим является йецер ґара для божественного человека. Поясним примером. Голодному человеку, удовлетворяющему аппетит, не может прийти в голову мысль об уровне безмозглого животного, на котором он находится. Но когда мы даем, вовсе не имея в виду собственную выгоду, а в голову лезут мысли «и что я буду с этого иметь?», то их неприглядность вопиюща и заставляет усомниться в собственном божественном происхождении.
Идея неуместности йецер ґара лежит в основе «уступки Сатане» и законов об отсылании козла к Азазелю.
Практические выводы
Но, конечно же, остается всегдашний вопрос о применении этого, заложенного в Мироздание, принципа. Наша формулировка – планировать два шага вперед и делать … один. Не бросив кости нашему йецеру, мы окажемся перед фронтальной атакой внутреннего врага и вряд ли устоим. Но получив свою «уступку», Сатан окажется «при деле» и будет заслуженно обвинять нас в уступчивости. Но главное произошло – мы капельку продвинулись в нужном направлении и в очередной раз расшифровали своего серого кардинала. Что и требовалось сделать.
Ведь жизнь, это не результаты, а движение к выходу из Мицраим к своей божественной сущности. |