Кабала. Поиск истины в рамках общей концепции смысла жизни. ДЕСЯТЬ
УРОВНЕЙ РАДОСТИ Идеи, с
которыми мы собираемся познакомиться, как и всегда, даны нашими мудрецами в
виде намёка, в надежде (не тщетной!) на нашу неглупость, она же – готовность
задавать вопросы.
В случае с
понятием радости, дела у евреев обстоят почти как у эскимосов с понятием белый
(снег). Нет, конечно, мы не дотягиваем до уровня жителей Гренландии, имеющих десятки
(!) слов, переводимых на русский тривиальным белый. Но наличие десяти
слов для обозначения понятия радость, «таки-да», наводит на мысли,
которыми я и собираюсь поделиться с читателями, не чуждыми и не чурающимися
глубин еврейской мудрости.
Земным
фундаментом для всего последующего будет следующая картинка. Вы стоите рядом с
хупой, и уважаемый еврей произносит
заключительное, седьмое благословение. Прямо посреди оного – вспомнили?! –
еврей останавливается, и весь каґал начинает не подпевать, а в полный голос утверждать:
«Сасон ве-симха – хатан ве-кала
гила
рина
дица
хедва
аґава
ве-ахва
ве-шалом
ве-рэут».
Все эти слова, кроме хатан – жених и
кала – невеста, можно перевести «по-эскимосски» одним русским словом
радость.
Всё
дальнейшее строится из данного намёка наших, благословенной памяти, мудрецов и
очевидной параллели всего, связанного с числом десять – с десятью
ступенями эманации божественного света – сфирот. Для тех, кто не впервые
сталкивается с этим понятием, повторим краткие определения.
Кетер – корона – зародыш, идея, то, что «над».
Хохма
– озарение – первичное принятие идеи, «Эврика!»
Бина
– осознание, простройка – построение теории.
Хесед
– давание – проекция Кетер, наше понимание Его Замысла.
Гвура
– самообладание – проекция Хохмы, способность удерживать границы.
Тиф’эрет
– гармония – проекция Бины, правильные пропорции, истина, красота.
Нецах
– победа – вечность – адекватное восприятие себя, настоящее, включающее в себя
прошлое и будущее, победа над временем.
Ґод –
величие – способность поместить большее (вечность) в меньшее (наш мир).
Йесод
– основа – микродозы всех шести сфирот – «салат» – немного помидорчиков, огурчиков, лука и так далее.
Мальхут
– царство – обладание всем.
О женихе-надежде и минимальном
обретении-невесте
Самый
нижний (наименьший, каждый более высокий уровень радости, естественно,
включает в себя все предыдущие!) из
уровней радости соответствует не сфират мальхут! По уважительной
причине, мир ещё не завершён, и данная сфира попросту отсутствует.
Радость – ששון – сасон означает на иврите (дополнительное значение) стремление
(корень שש
– шесть!), как сказано: «Сас
анохи аль имратеха, ке-моцэ шалаль рав» – «радуюсь (стремлюсь) я к
высказываниям Твоим, как находящий множество сокровищ» (Теґилим,
119:162). Всё, что у нас есть от этой
конечной категории обладания (царственности), это… стремление, которое, как теперь не удивительно, также
дарит радость.
Нижний,
«прожиточный минимум» радости – это радость надежды, той самой, что
умирает последней… через 15 минут после
расстрела. Как объясняет Кабала, расчёт на получение удовольствия уже сам по
себе – удовольствие, конечно, чрезвычайно малое по сравнению с ожидаемым (ор
хасадим по сравнению с ор яшар), но тем не менее.
Минимальность
этого уровня радости очевидна. Помните одесское проклятие «Чтобы у тебя уже всё
было! Чтоб тебе уже ничего не хотелось!»? Бесцельность, бесперспективность превращают
существование в этом мире в муку. Безнадежность ситуации делает ее невыносимой.
Следующий
уровень радости – симха – שמחה, соответствующий сфират йесод,
воистину фундаментален. Это уровень радости от минимального обладания.
Акцент – на оба последних слова, но начнём мы всё же со второго. Мудрецы,
облегчая нашу задачу, снабдили нас удивительной аналогией – хатан ве-кала –
жених и невеста. Жених – это тот, кто стремится стать мужем.
Хатан происходит от линхот – приземляться. Смотрите
объяснения в курсе «Семь Дней Творения» к комментарию РаШИ на слова «А желание
Всесильного парит над поверхностью вод» (Бе-рейшит, 1:2);
невеста же та, кто даёт возможность минимального обладания – «у него есть
невеста». Кала – невеста на иврите обозначает «всем обладающая»
(от корня коль – כל – всё). Действительно, жених получает «всё
готовенькое» – невеста вскормлена, выращена и воспитана, она – абсолютное
совершенство на уровне невесты, а вовсе не на уровне жены, увы-увы!
Мы заодно
ответили на один из популярнейших вопросов молодожёнов: «Ну откуда при
полнейшей приятности невест (девушек) берутся сварливые жёны?» Невесты
совершенны функциональны лишь на уровне минимального обладания, уровень же
семейной жизни – нечто принципиально иное. Иметь невесту и обзавестись женой –
принципиально отличные плоскости бытия.
Отчего два Машиаха?
Характеристика
минимальности обладания объясняется, кроме примера невесты, ещё и следующими
словами из «Треблинского ада» Василия Гроссмана:
«И пока люди, все еще живые, готовились к "бане", работа над их вещами подходила к концу, – ценные вещи уносились на склад, а письма, фотографии новорожденных, братьев, невест, пожелтевшие извещения о свадьбах, все эти тысячи драгоценных предметов, бесконечно дорогих для их владельцев и представляющих лишь хлам для треблинских хозяев, собирались в кучи и уносились к огромным ямам, где на дне лежали сотни тысяч таких же писем, открыток, визитных карточек, фотографий, бумажек с детскими каракулями и первыми неумелыми рисунками цветным карандашом. Площадь кое-как подметалась и была готова к приему новой партии обреченных». Даже у
самого неимущего человека имеется хотя бы один из перечисленных в отрывке
«Треблинского ада» предметов. И радость минимального обладания, включающая в
себя радость надежды (стремления) вместе составляют неотъемлемую часть жизни
каждого человека. Без них человек не может жить.
Отметим,
что сходство, весьма поверхностное, тем не менее, между Машиахом сыном Йосефа и
Машиахом сыном Давида связано со сходством функций – обладание. Только в случае
сына Давида – это мальхут – вся полнота владения, а в случае сына Йосефа
– тот минимум, который позволяет Израилю не исчезнуть в Галуте.
Радость самопознания
Итак, «сасон ве-симха, хатан ве-кала» – первые
два уровня радости, создающие подчас неосознанную эмоциональную основу Бытия.
Что выше радости надежды и минимального обладания? Ответ достаточно
неожиданный: радость понимания, интеллектуального познания, радость открытия – гила. Гила от легалот – раскрывать,
совершать открытие. Соответствующая сфира, конечно, величие – ґод.
Отчего конечно? Оттого, что способность понимания – исключительная,
эксклюзивная черта божественного человека, способность воспринимать внутри себя
внешнее, большее, окружающее. А это и есть подлинное величие человека –
способность «помещать большее в меньшее».
Классический
пример радости открытия – гила – это следственный эксперимент,
поставленный королевой-матерью, известный всем как «Принцесса на горошине».
Посудите сами: перед вами – девушка в насквозь промокшей одежде, без никакой
короны и любого другого свидетельства своего положения, претендует на высокое
звание принцессы. И оцените радость получения однозначного результата – столь
большое (несомненное королевское происхождение) через столь малое (горошину под
перинами и матрацами)!
Без этого
– творческого, интеллектуального уровня радости, человек, конечно, способен
существовать, но никак не жить. Не будучи понятым никем (точнее – без надежды
быть понятым, хотя бы в будущем), божественный
человек гибнет. Для примера вспомните о судьбе Винсента ван Гога
(искусство, эмоции) или Эвариста Галуа (математика, логика).
Несомненно,
что любой процесс понимания (постижения) есть, по сути, приобретение и, в
конечном итоге, очень высокий (относительно радости – симха) уровень
обладания. В частности, из-за «того, что в любых испытаниях у нас никому не
отнять». Так что правило – более «верхняя» ступенька радости включает в себя
предыдущие – незыблемо соблюдено. В социальной плоскости – общение и
взаимопонимание между людьми – фундамент любой общественной (экономической)
структуры. И потому мы можем заключить, что три нижних уровня радости Бытия
необходимы существу, претендующему на звание божественного (по происхождению)
человека не менее воздуха, воды и еды.
Девальвация преходящего
Следующая ступенька
радости – рина, соответствующая сфират нецах – вечность,
заставляет нас оторваться от бренной Земли и устремиться к божественному
предназначению… еврея. Сразу оговоримся, что речь идёт не о национальных
(рациональных) признаках, а о духовном уровне. Неслучайно мудрецы определили
благословение «За то, что не сделал меня неевреем» вместо простого
(простоватого!) «За то, что сделал меня евреем». Мотивируя двойное отрицание –
«не сделал», «неевреем» – убийственным «Ещё не родился у еврейской мамы ребенок,
способный в последствие утверждать, что он, еврей, то есть достиг уровня… вечности
– нецах!»
И вообще,
вечность – категория надмирная, связанная с Целью Творения. И радость – рина
как нельзя более (ещё бы!) соответствует именно этому подчёркнуто не нашему, не
человеческому понятию победы (нецах!) над временем. «Вечный жид» –
существо, проходящее сквозь этот, весьма бренный, мир, иллюстрация
недостаточности уровня человека творческого (божественного) как аборигена этого
мира для решения вечных вопросов. Снабжение эпитетом «вечный»
интеллектуальных/эмоциональных достижений человека не более, чем преувеличение.
Ведь открытая (гила) нами часть Истины вовсе не делает нас Творцами!
Благодарно
принимая из «рук» Творца этот ценнейший из подарков - Вечность, еврей замыкает
круг (одно из значений слова песня как раз круг!) своей жизни,
начавшийся у горы Хорев. Той самой горы, чьё имя мудрецы выводят из
слова хурбан – разрушение, ибо Дарование Вечности (Торы) – Моше –
олицетворение Торы, символ именно категории нецах – вечность –
разрушило путём девальвации все (!) обычночеловеческие ценности, как то:
богатство, здоровье, долголетие, власть, карьеру и так далее и тому подобное.
Когда не петь нельзя
Рина означает…
песня, и это тот уровень радости, «когда не петь нельзя»! Необходимость
Торы для решения божественных (надмирных) задач особых вопросов не вызывает. И
все анекдоты (и не только!) о немыслимой выживаемости евреев («Было трудно, но мы
достали!») берут своё начало именно из этого «не здешнего» Источника.
Отблеск
этой радости мы, потенциальные (по маме: «Не оставляй Торы матери твоей!»
(Мишлей,11:41)) евреи ощущаем в завершении молитвы Йом Кипура или на брите
своего первенца.
Конечно
же, все конфессии претендуют на эту ступеньку Небесного Восхождения: «Нема
дурних», и меньше чем на вечность, никто не претендует. Но вот только Всевышний
Один и Имя Его Один.
А это
значит, что единственный Путь – это Его, а не наш (Вавилонская башня,
например). На божественность Автора (в
единственном числе, потому Веды не в счёт) не претендует ни одно (!)
произведение, кроме Пятикнижия. И богом вдохновленные Кораны и Новые Союзы
никак не конкурируют с Торой, ни путём кодов,
ни через пророчества,
никаким другим рациональным (проверяемым!) способом.
Наши
дальнейшие ссылки на иные конфессии будут, следовательно, не попыткой
доказательства, что иудаизм – «самый крутой из "измов"», а лишь
обращением к духовным понятиям, вошедшим в обиход русского языка из
человеческих культур.
Иври значит проходящий
Выйдя в
четвёртое измерение радости – вечность, мы, естественно, обнаружили там «не
местных» в своём отношении к нашему миру – евреев. Замыкание круга собственной
жизни – «зацепка» за вечность включает в себя как необходимое, но недостаточное
условие – понимание, открытие себя, своего божественного предназначения – гила.
Но в том-то и состоит принципиальная разница между тремя измерениями радости и
вечностью, что пассивное (внутри себя) отношение к раскрывшейся Истине – это
уровень человека, а вечность требует реализации и потому связана с исполнением мицвот
– приказов Всевышнего для Израиля. Дабы «ухватиться за вечность», требуется
хотя бы одно из повелений – мицвот Торы исполнить с подлинным величием.
В терминах наших мудрецов: хотя бы одну мицву, хотя бы один раз
необходимо исполнить «ли-шма», без примеси Эгоизма.
По сути,
это и является объяснением, отчего даже бледное подобие этого уровня радости –
столь нечастый гость в нашей жизни. Те, кто обладают радостью «когда не петь
нельзя», обозначены еврейской традицией как праведники. Но ступенька праведника
подразумевает более высокий пятый уровень – дица – танец,
соответствующий сфират тиф’эрет – гармония.
Быть привязанным к
Истине
Единственная
мне доступная «советская» ассоциация – вручение письма во время войны
сопровождалось (по крайней мере, в кино) требованием: «Танцуй!» «Пускаться в
пляс» – радость большая, чем «когда не петь нельзя». Танец-гармония задействует
всё тело, а не только его часть, как
пение. Соразмерность, красота соединения всех деталей Мироздания,
открытые на ступеньке праведника – причина радости – дица.
Общечеловеческая аналогия – танцы суфиев-дервишей, позволяющие (по
свидетельству очевидцев) душе «взгляд вне тела» на сущее.
Ещё более
высокая степень радости – хедва. В переводе на русский – благость.
В терминах буддизма – нирвана.
Соответствует категории гвура – мужество, самообладание. Этот
уровень радости столь высок, что не требует никакого внешнего проявления
(выражения). Самодостаточность этой духовной ступеньки как раз и позволяет
аналогию с нирваной и «седьмым небом от счастья».
Еврейские
же коннотации дают одно из простейших объяснений ненаблюдаемости абсолютных
праведников (известных как ламедвавники) сквозь призму материального мира. Сфират
гвура – мужество, самообладание как нельзя лучше объясняет ненадобность
внешних проявлений на этом духовном уровне. Ещё одно объяснение их
непроявленности в нашем мире – абсолютные праведники постоянно пропускают через
себя в этот мир духовное изобилие, гвура – проекция сфират хохма.
Озарённые счастьем (Истиной) – вот, как можно определить это состояние.
Ещё раз про любовь
Мы подошли
к, пожалуй, самому драматическому повороту сюжета. И не только потому что
ступенька, на которую мы собираемся интеллектуально забраться, называется
любовь – аґава. Сфират хесед, соответствующая данному уровню
радости, – единственная двойная
категория в системе десяти сфирот.
Её
пограничность (унаследованная ею от Зеир Анпин) между высшими и нижними сфирот
диктует «мессианское» предназначение хеседа. А значит, и любовь – седьмая
ступенька радости обладает теми же характеристиками. Но, во-первых, ответим на
«антибуддистский» вопрос: «Что может быть выше нирваны – абсолютного
совершенства?»
Ответ
изумителен: любовь – это способность вызывать у других людей радость самим
своим существованием. В качестве примера – мама, находящаяся в любой точке
земного шара, вызывает одним своим присутствием в этом мире тепло, любовь,
радость. Именно к этой категории радости принадлежит сын Давида.
Вынужденная
двойственность Машиаха – самый низкий и самый высокий, нищий, владеющий
всем, и так далее – теперь
нашла своё «техническое объяснение». А мы с вами снова поразимся определению
любви: не собственные внутренние ощущения и даже не совершенство (категория
весьма внутренняя – абсолютные праведники, нирвана), а влияние, дарование
счастья и радости людям! Удивительно,
потрясающе, то есть двойственно, а потому – неожиданно!
Собственно,
этим уровнем радости и ограничивается (увы-увы, хоть седьмое, но небо)
возможности радости индивидуума. Оттого-то три высшие сфирот и
соответствующие уровни постижения (радости) и являются высшими, что связаны с
уровнями Бытия, вовсе отличными от привычного индивидуализма, который есть
естественная причина ограниченности (границы!) и эгоизма.
На уровне
сына Давида эти границы (ограничения) начинают размываться: «Нищий, владеющий
всем». Дарящий радость, но не владеющий ею. А что же выше? Ответ: ахва –
братство.
Всё выше и выше и выше…
На этом
уровне не только существование любого есть радость всех (любовь включена, чтобы
вы не сомневались), но добавляется ещё ощущение обретения всего-всего-всего.
Представьте
себе ощущение мизинца, обнаружившего, что он не только сам по себе (яркая индивидуальность!),
но и является пальцем на руке, принадлежащей телу, имеющему сердце, лёгкие и
даже (хотя для нас это малопонятно) голову!
Так вот,
ощущение братства, осознание единства (бина!), невероятное расширение
общественного сознания (бина!) – характеристика радости уровня восемь – ахва
– братство. С точки зрения духовных миров, это – мир Ацилут – мир, в
котором нет разделения на объекты.
Ещё выше
уровень шалом, соответствующий озарению – хохма. Если на
предыдущем уровне братства речь шла о соединённости частей в целое, то теперь
полнота и совершенство уникального единства не позволяло даже помыслить о
существовании различных частей Целого.
О десятом
высочайшем уровне мы можем сказать только одно определяющее слово – близость
– рэут ко Всевышнему, Его Замысел – кетер – мир Эйн Соф (без
границ).
Резюмируем
синтаксическим замечанием обсуждаемого текста – «песенной» частью седьмого
благословения, произносимого под хупой «сасон ве-симха… гила, рина,
дица ве-хедва, аґава, ве-ахва, ве-шалом, ве-рэут». «Ве» означает
соединённость – «и». Три высших сфирот необходимо связаны друг с
другом и с… любовью. А залог нашего светлого будущего – неразрывная связь сына
Давида с Машиахом сыном Йосефа.
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях
|