Вторник, 20.11.2018, 22:00
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитик "Моше Рабейну и Эрец Исраэль"

Моше Рабейну и Эрец Исраэль

 

«Не приведете вы этот кагал в страну,

 которую Я дал им. … Присоединится Аґарон

к народу своему, так как не войдет в страну,

которую Я дал детям Израиля»

(Бе-мидбар, 20:12;24).

 

Река Ярден – граница?

«Невхожесть» Моше и Аґарона в страну Израиля обсуждалась нами неоднократно[1]. И, как следствие, недостигнутость Израилем пятого уровня Геулы: «ве-ґевети – и приведу». Но следующий вопрос (почерпнутый мною у рава Свирского) позволяет более глубоко проникнуть в сказанное Пятикнижием.

Отчего, указывая Моше и Аґарону, а затем Аґарону, на их «невъездность», говорит Создатель о стране, а вот Моше совсем по-другому? Процитируем:

«подымись на пик вершины и вознеси глаза… и увидь глазами своими, т.к. не перейдешь этот Ярден» (Дварим, 3:27).

«И Вс-вышний сказал мне «не перейдешь этот Ярден» (Дварим, 31:2).

Очевидное географическое несогласие – у Моше река вместо страны?! Правда, Ярден, вроде, граница? Вот именно, что вроде! Ярден - сердцевина нашей Страны! Именно сейчас на сцене появятся ветви Гада и Реувена. Те самые, что превратили реку Иордан из пограничной в глубоко внутреннюю.

 

Сосуды Страны Израиля

 

Все началось с сосудов. После отмщения мидьятянам звучат из уст Эльазара, сына Аґарона, законы очищения нееврейской посуды (Бе-мидбар, 31:22-23). И возникает вопрос[2] - а отчего эти законы так запоздали? Ведь еще в недельной главе «Хукат» были взяты трофеи у Ога Башанского и Сихона Эморейского?!

Ответ стал детонатором инициативы ветвей Гада и Реувена[3]. Оказывается, сосуды Страны Израиля обладают особым статусом при ее завоевании у семи народов, и не нуждаются в очищении. А из этого следует принадлежность Заиорданья (потенциальная!) Стране Израиля. И Ветви Гада и Реувена, наиболее близкие к учителю нашему Моше («микне рав», которое обычно переводится как «множество скота», следует понимать как «приобретенное у Учителя»), среагировали моментально. И, превратив Заиорданье в наделы Страны Израиля, сделали (ретроактивно!) нашего учителя Моше новоприбывшим.

В качестве интеллектуального приложения рассмотрим «спор» между Моше Рабейну и ветвями Гада и Реувена.

 

Ради Небес!

 

«И сказали: если мы нашли милость в глазах твоих,

пусть будет дана земля эта рабам твоим во владение;

не переводи нас через Ярден. И сказал Моше сынам Гада

и сынам Реувена: неужели братья ваши пойдут на войну,

а вы будете сидеть здесь?... мы первыми вооружимся и пойдем

 перед сынами Израиля, доколе не приведем их на место их».

(Бе-мидбар 32:1-7,16)

 

Если бы Тора ограничилась вышеприведенным отрывком, то мы могли бы, по неопытности решить, что ситуация ясна и понятна. Чего ж не понять?! Себялюбцы, одним словом, которых мудрый вождь увещевает и наставляет. Неправда ли, ужасно? А ведь есть люди, которые именно так и воспринимают!

Мой учитель, рав Бризель, обращает наше внимание на не очень понятный ответ Моше «присягнувшим на верность» ветвям Гада и Реувена: «И сказал им Моше: если вы сделаете это, если в авангарде пойдете перед Вс-вышним на войну…, то будете чисты перед Вс-вышним и перед Исраэлем, и будет земля эта во владение вам… если не сделаете – преступление перед Вс-вышним» (Бе-мидбар 32:20, 22, 23).

Конечно же, Моше не сомневается в намерениях ветвей и не предупреждает их об ответственности. Но тогда что же?! Ключевые слова почти очевидны – трижды сказано «перед Вс-вышним». И ответ незамедлителен: «Мы пойдем в авангарде перед Вс-вышним» (32:32).

Ветви выучили урок, попробуем сделать это и мы с вами. Всякий раз, выбирая Добро, поступая как следует, мы, несомненно, желаем «как лучше». Вот только результат всегда от Создателя. И если наши побуждения прямо рациональны – помочь своим близким, «крепить ряды», то все хорошо, но… эгоистично. Помните классическое «не корысти ради, а только волею пославшей мя…».

Вера выше разума, т.е. не исчерпывается им! И всякий раз, совершая потребное, следует добавлять: «перед Вс-вышним».



[1] Смотри, например, «Путешествие по недельным главам», «Бе-мидбар», глава «Хукат».

[2] Вопрос и ответ на него от рава Ефима Свирского со ссылкой на англоязычный источник.

[3] Подробно о смысле их инициативы и значении Заиорданья - в теме «Шаг навстречу Геуле» (Учеба 3 год и в статье «Невыученные уроки истории» на сайте).


Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (07.07.2013)
Просмотров: 948 | Теги: израиль, Моше Рабейну | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [186]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [150]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод