Пятница, 20.04.2018, 02:50
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "Об обычае есть молочные продукты в праздник Шавуот"

Об обычае есть молочные продукты в праздник Шавуот

      Как известно, одним из наиболее распространенных обычаев праздника Шавуот, является обычай устраивать трапезу из молочных продуктов. Этот обычай достаточно древний и первые упоминания о нем встречаются еще в «Махзор Витри», составленном равом Симхой из Витри, современником рабейну Там. Этот обычай упоминается в поздних рукописных версиях конца 12, начала 13 века и считается, что это было добавлено равом Авраамом, автором книги «Сефер аМанхиг». В этом году меня заинтересовали источники э того обычая и покопавшись в сети, я нашел несколько объяснений ( не утверждаю, что это все, и даже уверен, что есть немало других). И так,  почему же мы едим молочные продукты в Шавуот?(помимо того, что это вкусно и полезно).

     Когда еврейский народ получил Тору на горе Синай, там были так же указания относительно правил забоя и кашерования мяса. До тех пор эти правила не были знакомы евреям, поэтому все мясо, которое у них было, а так же вся мясная посуда сразу же оказались некошерными. И единственная возможность , которая им осталась, это есть молочные продукты, не требующие специальной подготовки.

  Но почему же нельзя было забить животных и откашеровать посуду  в соответствии с полученными заповедями, Дело в том, что синайское откровение проходило в шаббат, а в шаббат как известно нельзя делать забой животных и готовить.  

  Интересно, что это был первый раз, когда еврейский народ ел молочные продукты. Дело в том. что существует один из запретов, включенный в 7 заповедей для сыновей Ноаха, т.е. для всего человечества, который запрещает есть часть от живого. Молоко тоже может восприниматься. Как часть от живого. И хотя это не распространялось и не распространяется на другие народы, евреи до Синайского откровения устрожали и не ели молоко или молочные продукты.

После получения Торы , которая описывает Землю Израиля, как землю, текущую молоком и медом, было разрешено употреблять молочные продукты и поскольку наши предки ели их в этот день, то и мы тоже едим их в этот день.

 Тут возникает еще один вопрос. Если мы утверждаем, что евреи впервые еи молочные продуктыу подножия горы Синай, то как же наш праотец  Авраам угощал молочными продуктами своих гостей (Брейшит18, 8)?  Прежде всего тут требуется понимание запрета поедания от живого. ПО одному мнению, частью живого является кусок мяса, с костями и связками. Это то. что всегда было и продолжает быть запрещено для не евреев. Этот запрет не включает в себя молоко, поскольку несмотря на то, что молоко это продукт, получаемый от живого животного, в нем нету костей и связок. Поэтому Аврааму можно было угощать своих гостей молоком.

   Существует более расширенное определение понятия «части от живого», включающее в себя все продукты, которые можно получить от живых животных, включая молоко. До Синайского откровения еврейский народ следовал этому определению.

  А откуда евреи взяли молоко в Шаббат, когда дойка запрещена? А оно у них было еще до наступления Шаббата и праздника и его использовали для того, чтобы кормить им животных, которые у них были в пустыне. Более подробные объяснения этой темы можно найти в книге рава Шломо Клугера «Аэлеф Леха Шломо» (комментарии на «Йоре Деа, раздел 322).  Так же смотрите Мишна Брура  (494, 12).

   Тора сравнивается с молоком, как написано в Песне Песней (4,11) «Мед и молоко под языком твоим». Так же как молоко насыщает наш организм (особенно младенцев), так же и Тора дает нам необходимую духовную пищу.

   Гимматрия (числовое значение) слова халав = 40. Мы едим молочные продукты в память о 40 днях, в течении которых Моше был на Синае и учил там всю Тору. Еще одно объяснение связанное с цифрой 40 говорит о 40 поколениях, прошедших между Моше , через которого была дана Письменная Тора, до поколения мудрецов Раввина и рава Аши, завершивших редакцию Талмуда, то есть Устной Торы.  Раз уж мы упоминаем Талмуд, то начинается и заканчивается он буквой МЕМ, гимматрия которой тоже 40.

  В книге Зоар написано, что каждый из 365 дней года соответствует одной из 365 запрещающих заповеди Торы. Как известно праздник Шавуот, это так же праздник принесения первых плодов урожая. Как сказано, «Первые плоды земли твоей принеси в Дом Бога Всесильного твоего, Не вари козленка в молоке его матери». Вторая часть данного стиха говорит о запрете поедания смеси мясного и молочного, и это запретительная заповедь,  соответствующая дню Шавуота. Мы едим две трапезы - одна молочная, другая мясная и следим, чтобы не смешивать между ними, и таким образом исполняем этот запрет.

 Более подробно смотрите ВТ, Макот 23-2б  Орах хаим 494.3, Йоре Деа 88.2)

  Мы не пользуемся одним и тем же хлебом для мясной и молочной трапез, опасаясь, что к нему может приклеиться что то, от другой трапезы. Поэтому, когда мы едим две трапезы - молочную , или мясную- мы используем два хлеба. Это напоминает нам о специальном жертвоприношении в праздник Шавуот, во время которого приносили в жертву два хлеба. Гора Синай имеет в наших источниках несколько синонимов, в том числе её называют гора Гавнуним. Фонетически это близко к слову гвина (сыр)а гимматрия слова гвина рана 70 и напоминает нам о 70 ликах Торы.

  Моше родился 7 го адара и его прятали в доме 3 месяца до того, что он оказался в корзинке в Ниле. Произошло это в 6 день месяца сиван.

  Моше был спасен дочерью фараона, которая усыновила  его и взяла во дворец.  Правда тут сразу же возникла проблема - как кормить младенца, поскольку он отказывался сосать у нееврейских кормилиц. В конце концов, была найдена еврейская кормилица  Йохевед, его биологическая мама. Когда мы едим в Шавуот молочные продукты, мы вспоминаем о чуде, которое произошло с Моше  и началось в этот день.

Как известно, молоко хорошо сохраняется в простой посуде, например глиняной, но быстро портится если оно в серебряной или золотой. Это намек на то, что простые бедные евреи часто соблюдают Тору лучше элиты. «Будьте осторожны с бедными, потому что от них выйдет Тора».

А сейчас опять мы вернемся к нашему праотцу Аврааму. Когда евреи должны были получить Тору, ангелы были против, утверждая, что мы недостойны её. Но Творец заявил, что они еще менее достойны, поскольку, когда трое ангелов спустились к Аврааму, они ели мясо с молоком. И на это ангелам было нечего сказать . И таким образом чаша весов перевесила в пользу еврейского народа.  Поэтому, когда мы едим молочные продукты, мы показываем, как в отличии от ангелов, мы осторожны, чтобы не нарушить этот запрет.   Гимматрия слова «Халави» молочный =50, что соответствует 50 дням между праздниками Песах и Шавуот.

  Молоко белого цвета, а белое это символ чистоты.  Еврейский народ перед получением Торы получил повеление ритуально  очиститься.

 Праздник Шавуот наступает в конце периода, когда у крупного и мелкого рогатого скота рождается потомство. Поэтому в это время есть очень много молока и вполне естественно есть то, чего много.

 Известно, что молочные продукты усваиваются быстрее и легче чем мясные. Принято учится всю ночь в Шавуот, поэтому лучше не перегружать желудок тяжелой пищей, притупляющей мысли.


                                                                                                                                                    Ашер Рохбергер

Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (11.05.2013)
Просмотров: 737 | Теги: Шавуот, евреи | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Не следует за деньгами гоняться, не забывайте лишь "открывать рот" Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [39]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [178]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [28]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [145]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Суккот Ваера кабала Тора мицвот недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург Ноах недельная глава Торы для детей еврейский Свобода Лимуд 2012 жизнь добро и зло Гилель харьков москва недельные главы Лод