Об особенностях шаббата наступающего после 7-го дня Песаха
В нынешнем году [2018\5778], сразу же после окончания седьмого дня Песаха наступает шабат. В принципе такое бывает и относительно других праздников. В данном же случае, помимо обычных вещей- ирув тавшилин и 24 часовая свеча, у нас возникает дополнительный вопрос: можно ли употреблять хамец в этот шабат. Все нижесказанное относится только к евреям живущим в Израиле, так как в диаспоре, это второй день праздника, и для наших братьев из галута, это вообще не актуально.
Для ответа на этот вопрос нужно определить те галахические факторы, которые на него влияют. Прежде всего речь идет о случае, когда хамец был продан перед Песахом, как полагается. Хамец отдельно спрятан и отмечен, и человек хочет им воспользоваться во время шабатних трапез. В противном же случае, если хамец не был продан, и находился в еврейском владении в течении Песаха, то он запрещен к употреблению вообще, когда-либо и это одно из постановлений мудрецов.
В сам праздник, вышеуказанный хамец был естественно запрещен к переносу, так как был запрещенным вообще. Можно было бы предположить, что по этой причине, он будет запрещен к переносу так же и в шабат. Рав Овадия Йосеф в сборнике «Ихвэ Даат»(часть 2, раздел 64) подробно обсуждает этот вопрос, и постановляет, что данный хамец не является мукце в шабат. Он был не единственным, кто вынес такое решение.
Следующим фактором является вопрос, а не будем ли мы при этом грабить того нееврея, которому продан наш хамец? Я когда то уже писал о строгости запрета обмана или ограбления неевреев, здесь и здесь , но на самом деле никакого грабежа тут нету, поскольку в договоре о продаже хамеца, который заключает Главный Равинат Израиля, однозначно подчеркивается, что нееврей разрешает владельцу хамеца пользоваться им сразу после окончания песаха.
В шабат можно пользоваться непасхальной посудой, при условии, что это не требует разрывания упаковок, и.т.п. Другие возможные варианты - использование одноразовой посуды, либо пасхальной, но при этом она таковой быть перестанет. Об этом важно помнить, перед следующим Песахом.
И так, с формальной галахической точки зрения, использовать хамец в шабат допустимо, но очень это не рекомендую!
Есть еще один вопрос, который стоит разобрать, и касается он употребления китниет. Еще раз напомню, что хотя часть людей придерживается обычая не есть китниет, они не являются хамецем. Хотя в наше время некоторые опасаются их больше, чем настоящего хамеца. Напомню, что даже те китниет, которые мы не едим, можно оставлять дома. Поэтому, те, кто не ест хамец в песах, могут приготовить китниет на шаббат, во первых рассчитывая на то, что вдруг у них окажутся гости, которые едят китниет, и тогда их можно будет угостить ими еще и в праздник. Одним из многих, кто это разрешает, был рав Ш.З. Ойербах. Желательно, чтобы китниет варились в специально предназначенной для них посуде, но это не обязательно. По мнению большинства галахических авторитетов не будет необходимости кашеровать посуду, в которой варились китниёт на следующий год, по большинству галахических мнений, можно пользоваться в Песах посудой в которой варились китниёт, которую не использовали больше 24 часов.
Те, кто в Песах не ест шруя (геброктс\ маца смоченная жидкостью) можно её есть в шабат и готовить в последний день Песаха для шабата.
Источник: https://shunrasher.livejournal.com/213583.html |