Вторник, 23.04.2024, 14:44
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "Об особенностях седьмого дня Песаха, наступающего в пятницу"

Об особенностях седьмого дня Песаха, наступающего в пятницу

В нынешнем 5775\2015 году седьмой день Песаха (Швии шель Песах) выпадает на пятницу 10 апреля и сразу же после его окончания наступает Шабат. Подобная ситуация требует определенной подготовки. Кроме того, часть из нижесказанного, относится только к жителям Земли Израиля, поскольку в диаспоре Шабат это второй день праздника.

Прежде всего, важно не забыть заранее приготовить то, что называется «ирув тавшилин», благодаря которому можно готовить еду в праздничный день, для Шабата. Для этого используется кусок мацы, и какой-нибудь вид готовой еды (вареное яйцо, упаковка туны, и т.п.)- минимальное количество должно составлять не менее 30 грамм (кезайт). Не забудьте прочитать благословление и декларацию, которые можно найти в сидуре. Если кто-то не умышленно забыл сделать эрув тавшилин, он может положиться на эрув ташилин раввина своего города или общины.

Помимо этого, необходимо приготовить свечу, которая будет гореть около 25 часов, и от которой можно будет зажигать огонь для разрешенных действий в праздник, а так же, Шабатние свечи. Не забудьте зажечь эту свечу до зажигания праздничных свечей и до наступления праздника.

Те, кто придерживается обычая устраивать в седьмой день Песаха Сеудат Машиах, должны сделать её раньше обычного, чтобы с аппетитом есть первую Шабатнюю трапезу. Во время Сеудат Машиах принято есть мацу, и пить 4 бокала вина, подобно тому, как мы это делали во время Пасхального Седера. Те, кто придерживаются обычая во время данной трапезы выпивать именно 4 бокала вина (а не виноградного сока), должны помнить, что существует серьезная галахическая проблема молиться в состоянии алкогольного опьянения. Такому человеку так же запрещено отвечать на галахические вопросы.

Во время вечернего кидуша в праздник, а так же при зажигании свечей, мы не говорим благословление «шегехияну». На это есть несколько причин - седьмой день Песаха является праздничным днем, но это единственный праздничный день (йомтов) в который не говорят «шегехияну». РаМБаМ объясняет, что причиной этого является то, что он не представляет самостоятельный праздник, а является интегральной частью всего периода Песаха и мы уже произносили это благословение в первый вечер Песаха. Таким образом, это благословение распространяется на все дни праздника, включая этот. Кроме того, этот день напрямую связан с чудом рассечения Красного моря - апогей исхода из Египта.

Но у этого чуда есть еще один аспект, оно указывает на будущее окончательное освобождение и именно поэтому в Песне на Море упоминается Третий Храм. Таким образом, этот день намекает нам о будущем избавлении, в отличие от первого, в который мы празднуем уже свершившийся Исход. Но, как мы знаем, окончательное освобождение еще не наступило, и поэтому мы празднуем события из прошлого, на которые распространялось благословление, сказанное в первый вечер. Когда же наступит полное и окончательное избавление (с Божьей помощью как можно быстрее), вполне вероятно, что мудрецы того поколения примут постановление, по которому мы будем произносить благословение «шегехияну» так же и в этот день.

Что приближает наступление полного избавления? По мнению автора «Сефер Мицвот Гадоль» честность в финансовых делах является обязательным фактором для его наступления. По его мнению, столь длительная продолжительность нашего изгнания связанна с тем, что еврейский народ должен научиться вырабатывать в себе одно из качеств Творца- качество правдивости и не обманывать ни евреев, ни неевреев. Это свое мнение он базирует на стихе пророка Цфании (3,13) «Остаток Йисраэйля не сделает несправедливости, и не станут они говорить лживое, и не будет в устах их языка обмана…» и когда придет время их избавления, народы мира скажут, что еврейский народ достоин избавления за свою честность. Но если же евреи не будут себя вести честно в делах, народы скажут: «Смотрите, что сделал Творец, когда выбрал себе обманщиков и воров».

Еще один вопрос, актуальный только для жителей Земли Израиля, связанный с особенностью перехода от Песаха в Шабат - можно ли есть в этот Шабат хамец, который был продан перед Песахом, по всем галахическим правилам. Формально это разрешено и объяснение этому можно найти в респонсе рава Овадии Йосефа «Йихвэ Даат» (2, 64). С другой стороны, это требует немалой осторожности, с тем, чтобы не нарушить ни законы праздника, ни законы Шабата, поэтому я бы не рекомендовал полагаться на это разрешение человеку, не обладающему глубокими галахическими познаниями. Если даже это и можно, то это не значит, что мы обязаны это делать.

Те, кто не ест китниет в Песах, имеют полное право есть их в Шабат в пасхальной посуде и готовить их в 7 день праздника на Шабат. С этим нет никаких галахических проблем. Так же и это относится только к жителям Земли Израиля.

В заключение хочу привести слова одного из ранних комментаторов Торы, рабейну Бехайа на стих из Шемот (5,22): « Знай, что все, что произошло с нашими праотцами в египетском первом изгнании, является намеком и указанием на происходящее с нами в последнем изгнании Эдома. Когда был послан народу Израиля избавитель - Моше - вначале лишь отяготилась работа и усилилась ненависть египтян. Так и в последнем избавлении, которого все мы ждем: пробудится ненависть народов мира к Израилю и будет усилено порабощение под их властью, а избавитель будет открываться и вновь исчезать, как это было с Моше в Египте, чтобы отяготить сердца наших ненавистников. Но в конце неминуемо придет полное и последнее избавление».

Ашер Рохбергер



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/189875.html
Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (09.04.2015)
Просмотров: 1178 | Теги: Шаббат, сеудат машиах, седьмой день песаха, Песах | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы