Есть ли грядущий мир у неевреев?
В трактате ВТ Санхедрин, (лист 105, 1) наши мудрецы обсуждают, могут ли представители народов мира удостоиться доли в грядущем мире. По мнению рабби Элиэзера, у других народов нет удела в грядущем мире. По мнению же раби Йошуа, другие народы наследуют удел в грядущем мире, и галаха выводящаяся из этого обсуждения, установлена по его мнению.
Когда нееврей заинтересован пройти процесс гиюра и стать частью еврейского народа, в обязанность бейт дина входит с одной стороны сообщить ему о запретах наложенных Творцом на евреев, а с другой стороны сообщить ему о той большой награде, которой удостоится еврейский народ (ШУ»А; Й.Д 268,2). Этого же мнения придерживался Рамбам в «законах о запретных связях» (14.4). Таким образом, может сложиться мнение, что лишь евреи удостоятся грядущего мира. Однако мы находим у Рамбама уже в другом месте, в «Законах о Царях» (8;11) «Каждый, принимающий на себя 7 заповедей бней ноах и исполняющий их, относятся к праведникам народов мира и есть у него удел в грядущем мире.
Так есть ли у евреев удел в грядущем мире, или нет?
Прежде нужно разобраться с тем, что такое праведник народов мира. В нашем поколении, это понятие ассоциируется прежде всего с теми неевреями, которые спасали евреев во время Холокоста. Но на протяжении веков и в еврейской философии, и в еврейском законе значение этого понятия было совсем другим.
Возвращаясь к нашему вопросу, существует мнение, которого придерживаются многие галахические авторитеты, включая автора «Тифэрет Исраэль», И.Рогачевера, то лишь праведники среди неевреев удостаиваются грядущего мира. Кто же является таким праведником? Соблюдающий семь заповедей Бней Ноах.
В наше время, когда все больше в мире расширяется движение «Бней Ноах», эта тема перешла из чисто теоретической в практическую, одним из следствий этого стало обсуждение того, достаточно ли что нееврей де факто соблюдает 7 заповедей, либо он обязан их принять на себя перед бейт дином? Еще одна широко обсуждаемая тема- «А сколько заповедей содержат в себе эти семь заповедей?» Эти вопросы остаются открытыми, попытками их развития и решения параллельно занимаются в Хабаде и рав Ури Шерки.
Еще один вопрос, который достаточно актуален в нашем поколении, как в диаспоре, так и в Израиле: «можно ли произносить кадиш по нееврею, скажем если это один из биологических родителей?» Ответ на этот вопрос напрямую зависит от подхода к выше упоминаемому вопросу о том, есть ли у неевреев удел в грядущем мире. По мнению автора комментария «Закен Аарон» на «Шульхан Арух» (Й.Д.87) произнесение кадиша, благотворно влияет на душу родителя нееврея, поскольку и у него есть удел в грядущем мире. Если бы у неевреев такого удела не было, произнесение кадиша было бы бесполезным.
Несколько лет тому назад в Иерусалимском районе Ар-Ноф, во время обезвреживания террориста в одной из районных синагог погиб полицейский - друз. Молящиеся данной синагоги произносили потом кадиш так же и по этому полицейскому.
А что делать, когда проходит похоронная процессия с неевреем? По мнению автора «Кольбо», в случае, когда мимо еврея проходит похоронная процессия нееврея, он обязан встать и проявить этим уважение. Рав Йосеф Каро в «Бейт Йосеф» (Й.Д. 367), считает, что автор «Кольбо» имел виду лишь такого нееврея, который относится к праведникам народов мира, поскольку он удостоится грядущего мира, и душа его будет существовать после его смерти.
Мааршам в комментарии «Даат Тора» на (Шу»А ;Й.Д. 367,1) подчеркивает, что поскольку в нееврейской похоронной процессии принято использовать релевантные предметы культа, нужно перед тем, что к ней присоединяться, проверить- нет ли там таковых, чтобы не проявить к ним таким образом своего уважения. Теоретически, в похоронной процессии мусульман таких проблем нет.
Источник: https://shunrasher.livejournal.com/211482.html |